Публикации Арсения Сласного
  • Регистрация
Арсений Сласный

Арсений Сласный

Российско-белорусские отношения активно и самостоятельно без поддержки внешнеэкономического «купола», стали развиваться еще до образования СНГ. Еще в 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан геополитический договор со сроком действия в десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и равнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают, особое место в интеграции в Российской и Белорусской экономической системе и не имеет аналогов в других странах СНГ.

Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и является статус «Союз России и Белоруссии», выделяются самостоятельные виды экономического сотрудничества.

Такие виды, в зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутри- региональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участники которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы. Наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. Российско-белорусское сотрудничество скорее трансформируется под этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком и занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции. 

В совокупности Белорусскую экономику нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством. Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии Белоруссия и Россия представлена прежде всего как «единое экономико-социальное государство» со своей политикой, экономикой и социальными взглядами. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и сознательной, социальной политики властей Беларуси. Когда в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-белорусском случае это принцип о сохранении старых, сложившихся в социалистической системе разделения труда.

В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми вложениями, зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.

Хочу напомнить, что Союз двух стран значительно укрепляет экономическую и социальную безопасность двух стран. В условиях постсоветского мира, когда Россия оказалась практически отрезанной от основных европейских рынков, беспрепятственный, относительно дешевый и безопасный транзит экспортно-импортных грузов, прежде всего российского углеводородного сырья (нефть, газ), является жизненно важным для России. В этом случае, строительство второй нити газопровода Ямал—Западная Европа и газопровода через Белоруссию и Польшу в Словакию в обход Украины значение Белорусского коридора будет только возрастать и укреплять меж экономическое и дипломатическое сотрудничество.

Кроме того, большинство авиалиний, соединяющих нашу страну с западным миром, пролегает над Белоруссией, а основные пассажиропотоки, движущиеся наземным транспортом из России в восточное- и западноевропейские страны и обратно, проходят теперь через Брест.

С ростом экспортных возможностей белорусской экономики, но при том, что выход на европейские рынки весьма затруднен, будет возрастать роль России в качестве транзитного коридора для товаров, направляющихся из Белоруссии в страны Южной и Юго-Восточной Азии и в Дальневосточный регион.

Литература

1.         Брыкин О.,Тимофеев В. Судьба наших соотечественников в странах содружества вызывает озабоченность // Международная жизнь. – 2003. - № 6. – С. 17 – 25.

2.        Резникова О.Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. – С. 58 – 66.

3.        Федулова Н.Перспективы российско-белорусского объединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 7. – С. 93 – 102.

4.        Хакимов Б.Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. – 2001. - № 7. – С. 15 – 20.

5.         Шапиро Н.Интеграция стран СНГ: Политический и экономико-теоретический аспект // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 7. – С. 81 – 85.

6.        Шумский Н.Институциональная система СНГ: Направление дальнейшего совершенствования // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 10. – С. 106 – 116.

7.Полянский В.С.    Историческая память в этническом самосознании народов [Текст] / В. С. Полянский // Социологические исследования. - 1999.


 

Сласный Арсений Борисович
Заместитель Председателя,

Представитель по Санкт-Петербургу  

АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства"


На протяжении полу года на территории Санкт-Петербурга, нами ( Представительством Центра Исследований и развития Евразийства в Санкт-Петербурге) было налажена мировое сотрудничество с Комитетом по внешним связям и Представительством МИДа Санкт-Петербурга. В процессе сотрудничество разрабатывается Кодекс поведения туристов, Кодекс делового этикета и сословия. Мы, как Евразийцы стремимся возродить этикет письма и речи. Ведь изначально, Санкт-Петербург –это один из крупнейших культурных центров мирового значения, часто его называют «Культурной столицей России».
Северная столица является европейскими «воротами» России, ее стратегическим центром, непосредственно граничащим со странами Европейского Союза.
Это один из красивейших городов Европы, сыгравший важную роль в российской истории.
Современный Санкт-Петербург – важный культурный и индустриальный центр и крупнейший морской порт. Инфраструктурное развитие и расположение делают город и важным торговым и центром.

Последние публикации сайта

Карта Сайта