Российско-белорусские отношения активно и самостоятельно без поддержки внешнеэкономического «купола», стали развиваться еще до образования СНГ. Еще в 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан геополитический договор со сроком действия в десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и равнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают, особое место в интеграции в Российской и Белорусской экономической системе и не имеет аналогов в других странах СНГ.
Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях, коим по существу и является статус «Союз России и Белоруссии», выделяются самостоятельные виды экономического сотрудничества.
Такие виды, в зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутри- региональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участники которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы. Наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей валютной системы. Российско-белорусское сотрудничество скорее трансформируется под этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком и занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.
В совокупности Белорусскую экономику нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством. Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии Белоруссия и Россия представлена прежде всего как «единое экономико-социальное государство» со своей политикой, экономикой и социальными взглядами. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего характера белорусской экономики, так и сознательной, социальной политики властей Беларуси. Когда в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей, то в российско-белорусском случае это принцип о сохранении старых, сложившихся в социалистической системе разделения труда.
В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми вложениями, зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.
Хочу напомнить, что Союз двух стран значительно укрепляет экономическую и социальную безопасность двух стран. В условиях постсоветского мира, когда Россия оказалась практически отрезанной от основных европейских рынков, беспрепятственный, относительно дешевый и безопасный транзит экспортно-импортных грузов, прежде всего российского углеводородного сырья (нефть, газ), является жизненно важным для России. В этом случае, строительство второй нити газопровода Ямал—Западная Европа и газопровода через Белоруссию и Польшу в Словакию в обход Украины значение Белорусского коридора будет только возрастать и укреплять меж экономическое и дипломатическое сотрудничество.
Кроме того, большинство авиалиний, соединяющих нашу страну с западным миром, пролегает над Белоруссией, а основные пассажиропотоки, движущиеся наземным транспортом из России в восточное- и западноевропейские страны и обратно, проходят теперь через Брест.
С ростом экспортных возможностей белорусской экономики, но при том, что выход на европейские рынки весьма затруднен, будет возрастать роль России в качестве транзитного коридора для товаров, направляющихся из Белоруссии в страны Южной и Юго-Восточной Азии и в Дальневосточный регион.
Литература
1. Брыкин О.,Тимофеев В. Судьба наших соотечественников в странах содружества вызывает озабоченность // Международная жизнь. – 2003. - № 6. – С. 17 – 25.
2. Резникова О.Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. – С. 58 – 66.
3. Федулова Н.Перспективы российско-белорусского объединения // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 7. – С. 93 – 102.
4. Хакимов Б.Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. – 2001. - № 7. – С. 15 – 20.
5. Шапиро Н.Интеграция стран СНГ: Политический и экономико-теоретический аспект // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 7. – С. 81 – 85.
6. Шумский Н.Институциональная система СНГ: Направление дальнейшего совершенствования // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 10. – С. 106 – 116.
7.Полянский В.С. Историческая память в этническом самосознании народов [Текст] / В. С. Полянский // Социологические исследования. - 1999.
Сласный Арсений Борисович
Заместитель Председателя,
Представитель по Санкт-Петербургу
АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства"