173 ст трудового кодекса рф: Статья 173 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и поступающим на обучение по указанным образовательным программам

Содержание

Комментарии к Статье 173 Трудового кодекcа РФ

Статья 173 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения

1. Комментируемая статья устанавливает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры. Кроме того, определенный комплекс гарантий и компенсаций предусмотрен для лиц, поступающих на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры.

2. Гарантии и компенсации, предусмотренные комментируемой статьей, предоставляются как работникам, направленным на обучение работодателем, так и работникам, поступившим (поступающим) самостоятельно на обучение по указанным программам. Условиями предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных комментируемой статьей, являются:

1) наличие государственной аккредитации программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры;

2) успешность освоения указанных программ, что означает выполнение учебного плана в полном объеме и отсутствие задолженностей за предыдущий курс (семестр), сдачу зачетов по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом, к началу лабораторно-экзаменационной сессии, выполнение всех видов работ (контрольные и лабораторные работы, курсовые проекты и т.д.) по предметам, вынесенным на сессию;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

3) получение работником образования соответствующего уровня впервые. Работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня, также могут предоставляться указанные гарантии и компенсации, если они направлены для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным в письменной форме (см. коммент. к ст. 177 ТК РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона об образовании программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры относятся к основным образовательным программам высшего образования.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности регламентирована в ст. 92 Закона об образовании в РФ и проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, действующей на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594.

Также государственная аккредитация образовательной деятельности может проводиться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 6 и 7 Закона об образовании, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Для работников, совмещающих работу с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, предусмотрены следующие гарантии и компенсации: дополнительные отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, оплата проезда к месту учебы и обратно.

6. Дополнительные отпуска имеют целевой характер и предоставляются для сдачи вступительных экзаменов в образовательные организации высшего образования, для сдачи выпускных экзаменов слушателями подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, для прохождения во время обучения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и прохождения государственной итоговой аттестации в указанных образовательных организациях. В юридической литературе дополнительные отпуска такого характера нередко называют учебными отпусками.

7. Работникам, допущенным к вступительным испытаниям, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется работнику один раз в течение года. Однако в том случае, если работник не поступил в образовательную организацию высшего образования, он может повторить попытку в последующие годы, воспользовавшись своим правом на указанный вид отпуска. Основанием для предоставления такого отпуска является справка-вызов образовательного учреждения (см. п. 10 коммент. к данной статье) и соответствующее заявление работника.

Отпуск без сохранения заработной платы аналогичной продолжительностью предоставляется также работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации.

8. Работники, совмещающие работу с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, имеют право на дополнительные отпуска двух видов:

1) с сохранением среднего заработка;

2) без сохранения заработной платы.

Отпуска с сохранением среднего заработка предоставляются работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. К таким отпускам относятся:

а) отпуска для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах, продолжительность каждого из которых составляет 40 календарных дней, а при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней;

б) отпуска для прохождения промежуточной аттестации на последующих курсах, продолжительность каждого из которых составляет 50 календарных дней;

в) отпуска для прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

9. Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам, обучающимся по указанным в комментируемой статье программам по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой. Продолжительность дополнительного отпуска для прохождения промежуточной аттестации составляет 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца; для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

10. Основанием для предоставления учебного отпуска является справка-вызов, выдаваемая соответствующей образовательной организацией. Формы справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, утверждены Приказом Минобразования России от 13.05.2003 N 2057. Одна из форм предназначена для оформления справок, на основании которых работнику, успешно обучающемуся по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, а также для прохождения итоговой аттестации. Данная форма справки-вызова может использоваться для студентов, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, совмещающих учебу с работой и получающих образование соответствующего уровня не впервые на условиях, определяемых коллективным или трудовым договором.

Другая форма справки-вызова используется для оформления работнику, допущенному к вступительным испытаниям, работнику — слушателю подготовительного отделения, а также работнику, обучающемуся на соответствующем курсе очной формы обучения, отпуска без сохранения заработной платы для прохождения вступительных испытаний, сдачи выпускных экзаменов, прохождения промежуточной аттестации, прохождения итоговой аттестации. Данная форма справки-вызова может использоваться для студентов, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающих учебу с работой и получающих образование соответствующего уровня не впервые на условиях, определяемых коллективным или трудовым договором.

11. Дополнительные отпуска, предусмотренные комментируемой статьей, должны использоваться в строго установленные сроки, поэтому их суммирование с аналогичным дополнительным отпуском, полагающимся работнику в следующем году, не допускается.

12. Запрещается по общему правилу перенос дополнительного отпуска, предусмотренного комментируемой статьей, на другой срок. Только в исключительных случаях, при наличии уважительных причин (например, болезнь работника), такой отпуск может быть использован в другое время.

13. Статья 177 ТК устанавливает, что по соглашению между работником и работодателем к дополнительным отпускам, предусмотренным комментируемой статьей, могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

14. В письме Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 N 939-19 разъясняется, что суммы производимой оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно осваивают имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», согласно которому не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

15. Для работников, осваивающих имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, в комментируемой статье предусмотрена возможность установления — по желанию работника — сокращенной продолжительности рабочего времени на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации. При этом рабочая неделя сокращается на семь часов путем предоставления одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в неделю, что решается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме. При выборе способа сокращения рабочего времени и при определении конкретного свободного от работы дня должны учитываться как интересы производства, так и особенности расписания занятий в соответствующих образовательных организациях.

16. Совмещение работы с обучением является самостоятельным основанием для сокращения рабочего времени, поэтому указанная гарантия распространяется и на работников, для которых в законодательстве уже предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего вр

173 статья Трудового кодекса РФ в 2020 году

Устраиваясь на работу, огромное число россиян мечтает только о том, чтобы получить заветное место. Мало кто задумывается о том, соблюдает ли работодатель трудовой кодекс. К слову, соблюдать его должен и работник.

Поговорим о статье № 173 Трудового кодекса РФ, в которой оговорены компенсации для граждан, поступающих в высшее учебное заведение и учащихся ВУЗов.

Законодательная база

Сегодня совмещать работу студентам ВУЗов можно и даже нужно, ведь суммы стипендий крайне низкие. Иногда уместно работать, а обучаться по заочной или очно-заочной форме. Но как быть с отпуском?

Ведь обучение предполагает отрыв от работы на некоторое время с различными целями:

  • прослушать лекцию;
  • сдать сессию;
  • пройти практику.

Обратимся к Трудовому кодексу, в нем прописана статья 173, которая не только гарантирует, что такой работник не будет уволен, но и предусматривает компенсации двум категориям граждан:

  • направленным на обучение от работодателя;
  • поступившим в ВУЗ самостоятельно.

Дополнительный плюс — это если работник обучается успешно.

Особое внимание стоит обратить на то, что 173 статья Трудового кодекса РФ предусматривает наличие двух типов ВУЗов:

  • имеющих государственную аккредитацию;
  • не имеющих государственную аккредитацию.

Действие закона распространяется на граждан, обучающихся в двух категориях ВУЗов.

Важно понимать, что работникам, выбравшим учебное заведение без аккредитации государства, следует учитывать гарантии и сроки предоставляемых отпусков в трудовом договоре. В этом случае не останется невыясненных моментов при трудоустройстве.

Трудовой кодекс четко регламентирует компенсации и гарантии трудящихся, совмещающих работу и учебу в ВУЗах с государственной аккредитацией.

Основные положения

Государственная аккредитация предполагает определенное количество дней для сдачи экзаменов и обучения.

При получении знаний по программам:

  • магистратуры;
  • бакалавриата;
  • специалитета

При обучении очно-заочно или заочно работодатель обязан предоставлять работнику дополнительные дни для отпуска в полном объеме.

В зависимости от курса обучения отпуск распределяется так:

 Промежуточная аттестация 1 и 2 курсов 40 дней
 Промежуточная аттестация 2 курса при программе ускоренного обучения 50 дней
 Промежуточная аттестация на старших курсах 50 дополнительных дней
 Итоговая аттестация в соответствии с образовательным планом, может достигать 4-х календарных месяцев

В данном случае в период аттестации заработная плата работника должна сохраняться. В некоторых ситуациях оплата труда не сохраняется в период учебных мероприятий, но гарантируется сохранение рабочего места.

К таким случаям относят:

 Сдачу вступительных экзаменов до 15 дней отпуска
 Прослушивание лекций для подготовки к итоговой экзаменации 15 дней
 Сдача итоговых экзаменов один месяц
 Если итоговые экзамены сопровождаются защитой дипломной работы до четырех месяцев

Учебное заведение с государственной аккредитацией может располагаться в другом населенном пункте. Статья обязывает работодателя раз в году оплачивать работникам, совмещающим труд и учебу, проезд до населенного пункта, где расположено учебное заведение, а также в другой конец.

Еще одно преимущество учащихся граждан — предоставление больше свободного времени за несколько месяцев до итоговых экзаменов. Максимальный период подготовки не превышает 10 месяцев.

Предоставление лишних часов для учебы рассчитывается несколькими способами:

  • сокращается каждый рабочий день на определенное время;
  • сокращается рабочая неделя на некоторое количество дней.

Этот вопрос решается на рабочем месте индивидуально. Соглашение должно устраивать обе стороны. Особенно рассчитывается и заработная плата за этот период.

За часы, от которых работник освобожден, работодатель должен выплатить половину от оклада. Получившаяся сумма должна быть выше суммы минимально заработка на указанный год или равняться ей.

Считается, что работодатель заинтересован в повышении квалификации своего работника.

Что такое гарантии и компенсации

Гарантии закреплены в трудовом праве, они представлены в виде условий и средств, обеспечивающих сохранение и обеспечение прав работников.

Стандартно делятся на:

  • нематериальные;
  • материальные.

В данном случае в качестве гарантий выступают компенсации по выплате заработной платы. Работник вынужден пропускать дни службы по уважительной причине, которая предусмотрена в законе.

Помимо этого гражданин сохраняет за собой рабочее место, несмотря на то, что он вынужден долгое время отсутствовать в связи со сдачей промежуточной и итоговой аттестации.

Что касается понятий гарантий и компенсаций, то подробную информацию о них также можно найти в Трудовом кодексе, в статье 164. Все эти гарантии описываются в трудовом договоре, оформляемом при устройстве на работу.

Он может быть:

  • индивидуальным;
  • коллективным.

Даже если гражданин обучается в учебном заведении, не имеющем государственной аккредитации, все гарантии можно прописать в договоре на основании Трудового кодекса РФ.

Поговорим также о компенсациях. Под этим понятием подразумеваются исключительно материальные выплаты гражданам, которые восполняют затраты работника.

Если говорить конкретно о 173 статье, то в качестве компенсаций здесь выступают разовые выплаты от работодателя, компенсирующие проезд гражданина в обе стороны. Они необходимы, если учебное заведение расположено вдали от места работы сотрудника.

Ответственность за неисполнение

Трудовой кодекс необходимо соблюдать как работнику, так и работодателю. Игнорирование его норм и правил влечет за собой наказание.

Оно может выражаться в нескольких видах:

  • дисциплинарная ответственность;
  • материальная ответственность.
  • административная ответственность.

Понимать статьи кодекса по-своему не следует.

Учтите, что в данном случае действуют следующие правила:

  • дополнительный отпуск согласно статье 173 и ежегодный отпуск — различные понятия, они не могут совпадать по срокам;
  • на меры поддержки и гарантии не может претендовать работник, получающий второе высшее или последующее образование;
  • в случае обучения в ВУЗе, не имеющем государственную аккредитацию, все гарантии прописываются в трудовом договоре по желанию и возможности работодателя;
  • предоставление отпуска основывается на справке из учебного заведения, в которой указывается причина вызова и срок.

В случае отказа работодателя предоставить дополнительный отпуск на определенный законом срок у работника фактически есть два выхода:

  • продолжить работу и написать заявление в трудовую инспекцию;
  • не выйти на работу.

Последнее решение может грозить увольнением по статье 81 части 1. Однако, такой сложный вопрос придется далее рассматривать в суде. Как правило, в таких случаях суд встает на сторону работника, восстанавливая его в правах. Требуется сохранять все справки и документы.

Так как Трудовое законодательство предусматривает гарантии работникам, совмещающим обучение, следует выбирать государственные ВУЗы. Также советуем заранее обсуждать с работодателем свои планы на обучение. Решение вопросов через суд уместно, но оно требует больше времени и сил.

Видео по теме:

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 173.1 ТК РФ.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по
заочной форме обучения, имеют право на:
дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней в течение календарного года с сохранением среднего заработка. При этом к указанному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;

один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, допущенные к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, имеют право на предоставление им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, дополнительного отпуска по месту работы продолжительностью соответственно три и шесть месяцев с сохранением среднего заработка.

Комментарий к СТ 173.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает гарантии и компенсации работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки как по очной, так и по заочной форме обучения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона об образовании программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки отнесены к основным профессиональным образовательным программам высшего образования.

3. К гарантиям и компенсациям, предоставляемым работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, относится ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. Работодатель обязан предоставить лицу, совмещающему работу с получением высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, указанный отпуск на основании справки, подтверждающей факт обучения по заочной форме в соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки.

4. Лицо, совмещающее работу с освоением программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеет право на оплату проезда от места работы до места обучения и обратно. Время, затраченное на указанный проезд, суммируется с ежегодным дополнительным отпуском и оплачивается работодателем в размере среднего заработка.

5. В течение всего периода обучения работник, осваивающий программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеет право на установление одного свободного от работы дня в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Указанный свободный день предоставляется исключительно по желанию работника, выраженному в соответствующем заявлении. В случае подачи работником такого заявления работодатель обязан его удовлетворить.

6. На последнем году обучения работнику, осваивающему программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, могут быть установлены дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. В этом случае также требуется подача работником соответствующего заявления, однако желание работника не обусловливает возникновения у работодателя обязанности по предоставлению дополнительных свободных от работы дней. Работодатель вправе предоставить работнику указанные выходные дни при наличии производственных возможностей.

7. Лицам, совмещающим работу с освоением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки как по очной, так и по заочной форме обучения, предоставлено право на получение по месту работы дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Продолжительность указанного отпуска составляет три месяца.

Согласно п. 11 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814, отпуск для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук предоставляется по месту работы лицам, сочетающим основную работу с научной деятельностью, по рекомендации ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований, возможности завершения диссертации за время отпуска, с указанием времени и срока его предоставления. Отпуск для завершения диссертации предоставляется на основании справки, подтверждающей факт обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки по очной либо по заочной форме, и выписки из протокола заседания ученого совета соответствующей образовательной организации высшего образования либо научно-технического совета (ученого совета) научной организации, где обсуждался вопрос об указанном отпуске.

Комментарий к Ст. 173.1 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья введена в ТК РФ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотревшим, что к числу образовательных программ высшего профессионального образования относятся не только программы бакалавриата, специалитета и магистратуры (о гарантиях лицам, обучающимся по этим образовательным программам, см. ст. 173 ТК РФ и комментарий к ней), но и программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

2. Лицам, обучающимся по программам подготовки кадров высшей квалификации по заочной форме, предоставляются гарантии в виде дополнительных отпусков, права на оплату проезда к месту обучения и сокращения рабочего времени.

3. Лица, обучающиеся по программам подготовки научно-педагогических кадров по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно, с сохранением средней заработной платы и оплатой проезда. Расходы на сохранение среднего заработка и оплату проезда несет работодатель.

4. Лица, обучающиеся по программам подготовки научно-педагогических кадров по заочной форме обучения, имеют также право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Минимальный размер сохраняемой заработной платы законом не установлен.

5. Лица, завершающие работу над диссертацией, имеют также право на дополнительный отпуск продолжительностью три месяца с сохранением заработной платы. Это касается как лиц, обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров, так и лиц, являющихся соискателями ученой степени, т.е. ведущих кандидатское исследование, не обучаясь в образовательной организации.

Учебный отпуск по Трудовому кодексу статья 173 176 ТК РФ в 2020 году

Трудовой кодекс РФ рассматривает различные виды обязательных и необязательных отпусков, которые может оформить наемный сотрудник.

Учебный отпуск может быть использован на период учебного процесса и сессии сотрудником, совмещающий трудовую деятельность с обучением в высшем или среднем профессиональном учреждении. При этом работодатель не вправе отказывать в предоставлении такого отпуска.

Законодательство

Учебный отпуск регулируется статьями 173-176 ТК РФ. Законодательно отпуск не может быть назван учебным или ученическим. По ТК РФ период описывается как дополнительный отпуск для сотрудников, совмещающих работу с обучением.

В зависимости от ситуации отпуск может быть предоставлен как с сохранением заработной платы, так и без нее.

Важно, что не любое обучение может стать основанием для предоставления отпускного периода.

Ситуация сотрудника должна соответствовать ряду критериев, регламентируемых законодательством:

  • работник впервые получает образование такого уровня: бакалавр, магистр и т.д. Учебный отпуск для получения второго высшего образования не предоставляется;
  • ВУЗ, ССУЗ или другое образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию на осуществление данного вида деятельности;
  • программа обучения усваивается успешно. Критерии успешности устанавливаются учебным заведением;
  • отпуск предоставляется для сдачи сессий или защиты дипломной работы.

При этом нормативные документы, например, трудовой или коллективный договор, могут предусматривать и другие возможности при предоставлении отпуска для обучения. Указанные документы не могут ухудшать фактическое положение обучающегося сотрудника.

Важно, что предоставление учебного отпуска при соблюдении указанный условий – это обязанность работодателя, а не его право.

Когда можно взять

Учебный отпуск по Трудовому кодексу (статья 173-176) может быть предоставлен на периоды экзаменов и защиты квалификационных работы.

Отпускным периодом могут воспользоваться следующие категории сотрудников:

  • студенты ВУЗов, обучающихся по программам специалиста, бакалавра или магистра;
  • студенты высшей квалификации, проходящие обучение по программам аспирантуры, ординатуры и т.д.;
  • обучающиеся в ССУЗах;
  • обучающиеся в вечерних школах.

Сроки

Продолжительность учебного отпуска, как и другие его аспекты, устанавливается трудовым законодательством.

Стандартные сроки указаны в таблице:

Категория

Основания

Продолжительность (в днях)

Студенты ВУЗа1 и 2 курсы40
Студенты ВУЗа3, 4 и последующие курсы50
Студенты ВУЗаГосударственные экзамены и защита квалификационной работы (дипломная работа или диссертация)120 (4 месяца)
Абитуриенты ВУЗовДля прохождения вступительных испытаний15
Студенты ВУЗов очного отделенияНа время сессии15
Студенты ВУЗов очного отделенияНа время гос. экзаменов30
Студенты ВУЗов очного отделенияЗащита квалификационной работы и сдачу гос. экзаменов120 (4 месяца)
Студенты ССУЗов1 и 2 курсы30
Студенты ССУЗов3, 4 и последующие курсы40
Абитуриенты ССУЗовДля прохождения вступительных испытаний10
Студенты ССУЗов очного отделенияДля сдачи сессий10
Студенты ССУЗов очного отделенияДля итоговой аттестации60

Данные сроки предусмотрены только для сотрудников, проходящих обучение без отрыва от производства, а именно для студентов заочной или очно-заочной форм обучения.

При необходимости продлить отпуск по учебной необходимости работающие студенты могут обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении неоплачиваемых отпускных дней.

Помимо предоставления оплачиваемых отпусков работодатели устанавливают льготы и другие гарантии для обучающихся сотрудников:

  • оплата проезда в обе стороны до ВУЗа и обратно – 1 раз в год;
  • оплата 50-% стоимости проезда для студентов ССУЗов в обе стороны;
  • предоставление сокращенной рабочей недели для студентов последнего курса обучения. При этом оплата за сокращенные часы производиться в обычном порядке для студентов ВУЗов и в размере 50-% от зарплаты для студентов ССУЗов.

Как оформить 

Оформление учебного отпуска производится в следующем порядке:

  1. Получение справки-вызова из учебного учреждения. Справка выдается на руки обучающемуся для предъявления по месту работы. Образец справки-вызова на сессию студента высшего учебного заведения: 
  1. Подача заявления в кадровую службу предприятия или непосредственному руководителю. Заявление должно быть написано лично работающим студентом в произвольной письменной форме и подано в отдел кадров или бухгалтерию сразу после получения справки-вызова. В документе должны быть указаны следующие реквизиты:
    • наименование организации;
    • ФИО и должность руководителя;
    • ФИО и должность заявителя;
    • основания для предоставления отпуска;
    • продолжительность отпускного период;
    • дата написания и подпись заявителя.
  1. Издание приказа о назначении отпуска. Приказ оформляется на основании предоставленного заявления и справки из учебного заведения. Как правило, документ издается в индивидуальном порядке на бланке организации и включает те же регалии, что и при составлении заявления. Обычно для Приказа используется форма Т-6. Образец приказа о назначении учебного отпуска по форме Т-6:
  1. Заполнение записки-расчета. Документ заполняется сотрудником кадровой службы по форме Т-60 или по бланку, принятому в конкретной организации. Функция записки – рассчитать сумму отпускных выплат за весь период обучения. После составления документа и окончательных расчетов сумма отпускных выплат начисляется на счет сотрудника.
  1. Заполнение личной карточки сотрудника, графика отпусков и табеля учета рабочего времени. Указанные документы заполняются по факту ухода в отпуск и дальнейшего выхода на работу. После внесения данных и заполнения других документов сотрудник может отправиться в учебный отпуск с сохранением заработной платы.

Законодательство РФ гарантирует право гражданина на получение высшего или среднего профессионального образования, на основании чего Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателя предоставлять учебный отпуск обучающимся сотрудникам. Процедура оформления и расчет оплаты также регламентируется ТК РФ.

Отказ в предоставлении отпуска со стороны работодателя может рассматриваться как нарушение с последующим применением санкций. В связи с этим сотрудник может обратиться в суд с иском о нарушении его прав.

На практике организации, которые не готовы регулярно предоставлять учебный отпуск сотрудникам, не принимают на работу граждан, нацеленных на обучение.

Видео по теме:

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ст. 173.1 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней в течение календарного года с сохранением среднего заработка. При этом к указанному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;

один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, допущенные к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, имеют право на предоставление им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, дополнительного отпуска по месту работы продолжительностью соответственно три и шесть месяцев с сохранением среднего заработка.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья устанавливает гарантии и компенсации работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки как по очной, так и по заочной форме обучения.

2. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона об образовании программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки отнесены к основным профессиональным образовательным программам высшего образования.

3. К гарантиям и компенсациям, предоставляемым работникам, осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, относится ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. Работодатель обязан предоставить лицу, совмещающему работу с получением высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, указанный отпуск на основании справки, подтверждающей факт обучения по заочной форме в соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки.

4. Лицо, совмещающее работу с освоением программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеет право на оплату проезда от места работы до места обучения и обратно. Время, затраченное на указанный проезд, суммируется с ежегодным дополнительным отпуском и оплачивается работодателем в размере среднего заработка.

5. В течение всего периода обучения работник, осваивающий программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеет право на установление одного свободного от работы дня в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Указанный свободный день предоставляется исключительно по желанию работника, выраженному в соответствующем заявлении. В случае подачи работником такого заявления работодатель обязан его удовлетворить.

6. На последнем году обучения работнику, осваивающему программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, могут быть установлены дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. В этом случае также требуется подача работником соответствующего заявления, однако желание работника не обусловливает возникновения у работодателя обязанности по предоставлению дополнительных свободных от работы дней. Работодатель вправе предоставить работнику указанные выходные дни при наличии производственных возможностей.

7. Лицам, совмещающим работу с освоением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки как по очной, так и по заочной форме обучения, предоставлено право на получение по месту работы дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Продолжительность указанного отпуска составляет три месяца.

Согласно п. 11 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814, отпуск для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук предоставляется по месту работы лицам, сочетающим основную работу с научной деятельностью, по рекомендации ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований, возможности завершения диссертации за время отпуска, с указанием времени и срока его предоставления. Отпуск для завершения диссертации предоставляется на основании справки, подтверждающей факт обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки по очной либо по заочной форме, и выписки из протокола заседания ученого совета соответствующей образовательной организации высшего образования либо научно-технического совета (ученого совета) научной организации, где обсуждался вопрос об указанном отпуске.

Статья 173 Трудового кодекса РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Темп современной жизни настолько интенсивен, что людям нередко приходится выполнять нескольких видов деятельности сразу. Не редкость в наше время и совмещение работы с обучением. Большинство российских образовательных учреждений постепенно переходят на платную форму, поэтому такой подход является вынужденной необходимостью. На какие гарантии и компенсации могут рассчитывать работающие студенты?

Общая информация о гарантиях и компенсациях

Конституция РФ для всех граждан гарантирует предоставление среднего, общего и начального профессионального образования на безвозмездной основе. Каждый человек имеет право его получить. Пройти обучение в высших образовательных учреждениях можно бесплатно только на основании конкурса. Согласно 197 статье, все работающие граждане вправе учиться. Они могут посещать лекции, семинары, сдавать экзамены, писать курсовые. Работники, совмещающие работу с обучением, получают все необходимые гарантии, установленные трудовым законодательством. Руководство предприятий обязано создавать для этого все необходимые условия.

Чтобы получить все предусмотренные гарантии и компенсации, должны быть соблюдены условия:

  • Образовательное учреждение должно пройти государственную аккредитацию.
  • Учёба должна быть успешной.
  • Получение определённого уровня образования впервые.

Если работник проходит обучение сразу в двух учреждениях, компенсации и гарантии могут быть предоставлены только по одному из них. Ст. 173 ТК РФ, а также статьи 177, 174, 176 являются основанием для получения гарантий сотрудникам организаций, что одновременно трудятся и посещают пары.

Что такое гарантии и компенсации?

Гарантиями называются способы, методы и средства, которые необходимы для соблюдения трудовых и социальных прав сотрудников организаций. Сюда же относят профилактику нарушений и защиту от них. Они могут быть как материальными, так и нематериальными. Компенсациями называют выплаты денежных средств. Они устанавливаются для возмещения затрат работнику, которые связаны с непосредственным выполнением трудовых или других обязанностей.

Гарантии и компенсации могут быть предоставлены работнику при следующих условиях:

  • направление в командировку;
  • переезд в связи с новым местом работы;
  • исполнение обязанностей государственного или общественного характера;
  • совмещение учёбы и работы;
  • вынужденное прекращение работы по независящим от работника причинам;
  • предоставление оплачиваемого отпуска;
  • при расторжении трудового соглашения;
  • если есть задержка выдачи трудовой книжки после увольнения;
  • при иных случаях, которые предусмотрены ТК РФ.

Важно отметить, что во всех случаях компенсации и гарантии работающим студентам предоставляются только по предоставлению справки-вызова. Её форма также установлена в законодательстве. Именно справка-вызов из государственного образовательного учреждения является основанием для предоставления вышеупомянутых льгот.

Ст. 173 ТК РФ: комментарии

Эта статья регламентирует гарантии и компенсации сотрудникам организаций, что совмещают обучение и работу в магистратуре, по программам специалитета или бакалавриата. Также она касается абитуриентов, поступающих на обучение по указанным программам. Статья 173 Трудового кодекса РФ в своей первой части устанавливает права на предоставление дополнительного отпуска при обучении в вузах. Они предоставляются всем обучающимся работникам.

Работодатели обязаны дать эту возможность всем сотрудникам. В статье рассмотрены случаи предоставления отпуска как с сохранением, так и без сохранения заработной платы. Об этом договариваются дополнительно. Подчинённый при согласовании с руководством может присоединять учебный отпуск к ежегодному оплачиваемому. Работодатели также обязаны однократно в течение года обеспечить оплату проезда к образовательному учреждению. Статья 173 Трудового кодекса РФ устанавливает право сокращения рабочего времени и порядок его оплаты на период прохождения обучения.

Рабочее время

Вечернее и заочное высшее образование является в последнее время наиболее популярным. Оно позволяет полноценно совмещать работу с учёбой. Для работников, проходящих обучение по указанным формам, предусмотрено сокращение рабочей недели на 7 часов на период прохождения госэкзаменов или в течение 10 месяцев перед сдачей дипломного проекта. Работодатель обязан не только освободить подчинённого от деятельности по указанным причинам, но и обеспечить ему выплату заработной платы в размере как минимум половины должностного оклада, но не ниже МРОТ. Также может быть подписано соглашение к трудовому договору о предоставлении дополнительного свободного дня.

Оплачиваемый отпуск

Статья 173 Трудового кодекса РФ устанавливает следующие условия предоставления отпуска по причине обучения в высших образовательных учреждениях:

  • 40-дневные каникулы. В это время студенты могут проходить промежуточные сессии на 1 и 2 курсах.
  • 50-дневный отпуск. Он необходим для аттестации на 3 и последующих курсах.
  • 4-месячный перерыв. В этот период сотрудник готовится к сдаче госэкзаменов и защите дипломной работы.
  • 30-дневный отпуск. Нужен для подготовки и сдачи госэкзаменов.

Отпуск без содержания

Статья 173 Трудового кодекса РФ регламентирует условия предоставления 15-дневного дополнительного отпуска при обучении без сохранения зарплаты:

  • прохождение экзаменов при поступлении в заведения высшего профессионального образования;
  • занятия на подготовительных курсах учреждений ВПО при сдаче выпускных экзаменов;
  • прохождение промежуточной аттестации при очном обучении.

Также может быть предоставлен отпуск в 4 месяца для сдачи госэкзаменов и подготовки и защиты итоговой квалификационной работы.

Оплата проезда

Заочное высшее образование в учреждениях, прошедших процедуру государственной аккредитации, предполагает ещё одну форму компенсации – оплату проезда. Имеется в виду материальное возмещение услуг метрополитена, маршрутных такси, автобусов и троллейбусов. Работникам, получающим образование заочно, однократно в течение учебного года может быть оплачена дорога к учреждению и обратно в полном объёме. Например, ему могут купить специальный проездной билет. Для работников, проходящих обучение в образовательных учреждениях других уровней по заочной программе, оплачивается половина стоимости проезда.

Среднее профессиональное образование

Статья 174 трудового законодательства устанавливает права работников, получающих образование в средних профессиональных учреждениях по вечерним и заочным программам. Отпуск с сохранением заработной платы предоставляется на 30 календарных дней на период сессии на 1, 2 курсах, а 40 — на 3 и последующем соответственно. Период подготовки к итоговой аттестации может составлять до 2 месяцев. Отпуск без содержания предоставляется на 10 дней для прохождения вступительных экзаменов и для промежуточных аттестаций, а для госэкзаменов – до 2 месяцев. Работники вправе получить компенсацию в размере 50% стоимости проезда к образовательному учреждению, потребовать от работодателя сокращение рабочего времени.

Обучение в разных учреждениях

Ст. 176 гласит о гарантиях и компенсациях, предоставляемых работающим студентам вечерних отделений общеобразовательных учреждений. Работодатели обязаны предоставить оплачиваемый дополнительный отпуск на 9 дней при обучении по программам общего образования и 22 – при среднем. По желанию подчинённого, для него может устанавливаться сокращённая рабочая неделя на 1 день. Также она может быть уменьшена на соответствующее количество рабочих часов.

Согласно ст. 175 Трудового кодекса, работники, которые успешно проходят обучение в заведениях начального профессионального образования, вправе уйти в дополнительный 30-дневный оплачиваемый отпуск. Его можно оформить в течение не учебного, а календарного года. А работники, обучающиеся в аспирантуре, вправе потребовать предоставление 30-дневного оплачиваемого отпуска и компенсацию оплаты проезда к образовательному учреждению. В течение рабочей недели может быть предоставлено дополнительно 2 свободных дня без сохранения зарплаты по желанию человека. Этими правами обладают лишь аспиранты, проходящие обучение по заочным программам. Очники такой возможности не имеют. Для подготовки диссертации и её защиты может быть предоставлен оплачиваемый отпуск сроком на 3 месяца. В законодательстве не рассматриваются вопросы прохождения вступительных испытаний в аспирантуру, поэтому отсутствие на рабочем месте в связи с этой причиной необходимо согласовать с руководителем организации.

Заключение

Двадцать шестая глава российского трудового законодательства регламентирует предоставление льготных условий для сотрудников предприятий, совмещающих работу и обучение и поступающих в учреждения различного уровня. Можно получить высшее образование заочно. В этом случае работодатель предоставляет учебный оплачиваемый отпуск и компенсирует проезд к учебному заведению в полном объёме. Для студентов, получающих образование другого уровня, предоставляется отпуск. Но оплата проезда компенсируется в размере 50%.

Также студентам предоставляется время на подготовку к экзаменам, защите квалификационной работы. Гарантии и компенсации упоминаются в статьях 173-177. Важно отметить, что работник не имеет права уйти в учебный отпуск безосновательно и без согласования вопроса с руководством предприятия. Основание для каникул по причине обучения – справка-вызов заведения. На обязательное получение льгот могут рассчитывать обучающиеся вечерних и заочных программ. Студентам дневных форм они не предоставляются, так как учёба – основной вид деятельности.

Как работает статья 173.1 Трудового Кодекса?

Олег, добрый день! Мое мнение по Вашему вопросу все-таки несколько отличается от мнения уважаемых коллег.

Если Вы сравните статьи 173 и 173.1. ТК РФ, то в статье 173 как-раз очень конкретно все написано и про промежуточную аттестацию и про государственную итоговую аттестацию и даже про проезд к месту учебы и обратно конкретики там больше:

Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения,один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.  

В статье 173.1. никакой конкретики нет. Просто написано про дополнительный оплачиваемый отпуск 30 календарных дней в течение года и про то, что к этому отпуску добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Ни про аттестацию, ни про то, сколько раз работник может воспользоваться проездом за счет работодателя — ничего про это нет.

Это следует трактовать так, что отпуск Вы можете брать частями и, соответственно, время проезда к месту учебы и обратно Вам каждый раз должно присоединяться к отпуску. А сам проезд должен оплачиваться. И неважно для прохождения аттестации Вы направляетесь к месту учебы или нет. Повторюсь, в статье 173.1. про аттестацию ничего не сказано.

Теперь что касается формы справки-вызова. Вы сами верно подметили момент со зведочкой (одной). Там написано:

предоставляются гарантии и компенсации для___________________________________________________________________________ прохождения вступительных испытаний/промежуточной аттестации/___________________________________________________________________________ государственной итоговой аттестации/итоговой аттестации/___________________________________________________________________________ подготовки и защиты выпускной квалификационной работы___________________________________________________________________________ и/или сдачи итоговых государственных экзаменов (указать нужное) <*>

Указать нужное и рядом стоит звездочка. Смотрим что написано около звездочки: 

Основание предоставления гарантий и компенсаций для работников, осваивающих программы подготовки кадров высшей квалификации, не заполняется.

То есть в случае с аспирантами это поле не заполняется. 

Отсутствие указания на предоставление доп отпуска именно в связи с прохождением аттестации (промежуточной или итоговой) в статье 173.1. ТК РФ, отсутствие необходимости указывать основание для предоставления соответствующих гарантий в справке-вызове — это все указывает на то, что Вы вправе использовать эти 30 дней доп отпуска по частям, время проезда Вам должно присоединяться к отпуску и сам проезд должен оплачиваться каждый раз, когда Вы едете на учебу.

Мое мнение — Вы имеете полное право требовать это все от работодателя. Сильно злоупотреблять этим и настраивать работодателя против себя тоже не советую. Я понимаю, что речь про реализацию законных гарантий, но это рано или разозлит начальство, если Вы будете слишком часто уезжать. А если с начальством отношения испортятся, то они найдут потом другой повод к Вам придраться. 

В пределах разумного указанной гарантией можете пользоваться (и не только для прохождения аттестации).

С уважением! 

ТК РФ

ТК РФ

Универсальный англо-русский словарь. Академик.ру. 2011.

  • Военнослужащие лейбористской армии
  • День труда

Смотреть что такое «Трудовой кодекс РФ» в других словарях:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является судом последней инстанции по коммерческим спорам в России.Кроме того, он контролирует работу третейских судов низшей инстанции и дает толкование законов и разъяснения…… Wikipedia

  • Федерация независимых профсоюзов России — Infobox Название союза = FNPR / FITUR country = Russia affiliation = ITUC, members GCTU = 31,5 миллиона (2002) полное имя = Федерация независимых профсоюзов России Родное имя = Федерация Независимых Профсоюзов Основана России = 1990 г. Нынешняя = глава =…… Википедия

  • Холокост — Холокост и Катастрофа перенаправляются сюда.Для использования в других целях, см Холокост (значения) и Шоа (значения). Выбор на… Википедия

  • Русская Православная Церковь — Эта статья о Русской Православной Церкви. О Русской Православной Церкви Заграницей см. Русская Православная Церковь Заграницей. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) Церковь Христа Спасителя в… Википедия

  • Список нормативных документов Соединенного Королевства, 1995 г. — это полный список всех 1872 нормативных актов, опубликованных в Соединенном Королевстве в 1995 году.NOTOC 1 100 * Национальная служба здравоохранения (Оптические сборы и платежи) (Шотландия) Поправки к Правилам 1995 S.I. 1995/1 * Плимут…… Википедия

  • Международные отношения Святого Престола — См. Также: Международные отношения Ватикана Государство Святой Престол Эта статья является частью серии: Политика и правительство Святого Престола… Wikipedia

  • История евреев в Румынии — История евреев в Румынии касается евреев Румынии и румынского происхождения с момента их первого упоминания на нынешней территории Румынии.Минимум до 18 века, численность еврейского населения увеличилась примерно после 1850 года,…… Википедия

  • организованные профсоюзы — Введение, также называемое профсоюзным движением, объединением и деятельностью рабочих в торговле или промышленности с целью достижения или обеспечения улучшения условий труда посредством их коллективных действий. Великобритания (United…… Universalium

  • Кинофильм, история — Введение в историю средства массовой информации с 19 века до наших дней.Ранние годы, 1830–1910 гг. Истоки Иллюзия кинофильмов основана на оптических явлениях, известных как постоянство зрения и феномен фи. Первый… Универсал

  • Пекин Олимпийские игры 2008 года: гора Олимп встречает Поднебесную — Официальное введение Игры XXIX Олимпиады Игры XXIX Олимпиады, в которых приняли участие около 200 олимпийских комитетов и 13 000 аккредитованных спортсменов, соревнующихся в 28 различных видах спорта, были благоприятными запланировано начало в 8… Универсал

  • Проституция в Китайской Народной Республике — Эта статья о проституции в материковом Китае.См. Также Проституция в Гонконге и Проституция на Тайване. Вскоре после прихода к власти в 1949 году Коммунистическая партия Китая начала серию кампаний, которые якобы искоренили…… Wikipedia

.

текущее состояние — тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Судебная система Российской Федерации: современное состояние

Раздел 7. Судебная власть

Приженникова Алена Николаевна, доцент кафедры «Гражданский и арбитражный процесс», кандидат юридических наук, доцент ФГЭБИ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Москва, Россия E-mail: alenaprizhen @ mail.ru

Судебная система Российской Федерации: современное состояние

Abstract: Предметом исследования стал вопрос о перспективах создания специализированных судов в России. Проводимая в России судебная реформа направлена ​​на создание качественной судебной защиты конституционных прав и свобод физических и юридических лиц. Федеральный конституционный закон от 31 г.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов (статья 26). Специализированные суды являются уникальным институтом и имеют особое место и полномочия при рассмотрении конкретных дел между определенными субъектами. Существует мнение, что специализацию судов можно объяснить следующим рядом причин: во-первых, их создание будет способствовать укреплению судебной системы; во-вторых, рассмотрение и разрешение определенной категории дел обеспечивает более высокий профессионализм судей; в-третьих, суды специальной юрисдикции обеспечат надлежащую скорость судебного разбирательства.

Актуален вопрос специализации судов; Во-первых, специализация происходит во многих сферах деятельности, в этом контексте специализация возможна и в судебной деятельности. Споры становятся все более загадочными. Они могут быть трудовыми, корпоративными, административными и другими. В этих случаях необходимо обращать внимание на рассмотрение индивидуальных особенностей каждого спора. Во-первых, как показала практика, изощренность споров ведет к трансформации судебной системы.Но частые преобразования вредны. Со временем все страны создают свои судебные системы.

На этом этапе автор пришел к выводу, что правовой результат зависит от того, насколько должным образом работает судебная система. Исходя из международного опыта, автор предлагает концепцию организации отдельно стоящих специализированных судов и обосновывает ее.

Ключевые слова: судебная система, специализированные суды, судебная реформа, специализация судей, административный процесс, арбитражные суды, гражданский процесс, трудовые суды, правосудие, ювенальная юстиция.

Судебная реформа, проводимая в России, направлена ​​на создание качественной судебной защиты конституционных прав и свобод физических и юридических лиц. Право на судебную защиту, закрепленное в статье 46 Конституции Российской Федерации, является основным по отношению ко всем другим правам и свободам человека и гражданина. Европейская конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» закрепляет титул каждого человека и гражданина всего за

.

судебных разбирательств, проводимых независимым и беспристрастным судом в соответствии со статьей 6.

Согласно п. 3 арт. 118, стр. 3 арт. 128, арт. 83 и арт. 102 Конституции Российской Федерации Судебная система обеспечивается Конституцией и федеральными конституционными законами.

Зарубежный опыт показывает, что судебная система Германии включает пять подсистем: общие суды, административные, финансовые, трудовые и социальные суды [23].

59

Раздел 7.Судебная власть

Судебные системы Канады и Австралии включают суды двух уровней: федеральные суды и суды субъектов федерации. В Австралии существует большое количество специализированных судов, не входящих в систему судов общей юрисдикции [9]. Принцип федерализма отражен в судебной системе Канады, существует два типа судов: Федеральный суд Канады и провинциальные суды.

Во Франции существуют две независимые системы общих и административных судов.В системе общих судов первой инстанции есть гражданские, уголовные и специализированные суды. Государственный совет — высшая инстанция в системе административных судов.

В Италии существует две системы судов: гражданская и административная.

Яркий тому пример — законодательство США. Федеральная судебная система состоит из трех уровней: окружные суды, апелляционные суды и Верховный суд.Все гражданские дела, которые не рассматриваются в государственных судах, находятся в компетенции апелляционных судов и Верховного суда. Также действуют федеральные специализированные суды [2, 160–161].

В области специализированных судов Российская Федерация добилась положительного результата по интеграции принципов специализации в развитии судебной системы. Арбитражные суды были созданы в 1992 г. «как специализированные государственные суды для разрешения экономических споров между организациями и индивидуальными предпринимателями» [16, 36].

По ст. 28-29 Хозяйственного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.06.2002 № 95-ФЗ (далее — УПК) хозяйственные суды рассматривают хозяйственные споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, вытекающей из гражданско-правовых отношений, административных и иных связи с общественностью. Также в странах СНГ созданы специализированные суды для разрешения экономических споров.

Анализ ситуации в странах СНГ показывает, что название «арбитражный суд» воспринимается иначе.Например, арбитражные суды находятся в Республике Грузия, Кыргызстане, Армении. В Республике Армения, Азербайджане, Казахстане, Молдове, Таджикистане — хозяйственные суды, хозяйственные суды расположены в Республике Беларусь, Украине, Узбекистане, Туркменистане.

Как следует называть этот государственный орган в Российской Федерации — Арбитражный суд или Хозяйственный суд? Во-первых, это выражение «коммерческое производство» является синонимом «арбитражного разбирательства» и «хозяйственного разбирательства», поскольку во всех процессуальных кодексах республик термин «коммерческое производство» подразумевает все хозяйственные споры.Во-вторых, арбитражные суды могут использовать все четыре существующие формы производства в соответствии с законодательством для рассмотрения экономических споров и других дел, относящихся к компетенции арбитражного суда. В-третьих, Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ вступили в силу 06.02.2014, согласно которым полномочия Высшего Арбитражного Суда переходят к Верховному Суду Российской Федерации. . Верховный Суд Российской Федерации будет единоличным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, а также по хозяйственным спорам.

Актуальной проблемой было отсутствие четкого разграничения между юрисдикцией арбитражных судов и юрисдикцией общих судов и проблема «административного судопроизводства». Таким образом, вопрос об объединении гражданского и коммерческого процесса остается законным. Следовательно, необходимо было бы принять сводный процессуальный кодекс (об этом говорилось ранее [22]), высказывалась и противоположная точка зрения [13; 19].

Суд по защите интеллектуальных прав — специализированный арбитражный суд.

Существуют разные взгляды на вопрос о создании ювенальных судов [7; 21]. Так, 15 апреля 2015 г. в Посольстве Франции в Москве прошел франко-российский круглый стол по реформе уголовно-исполнительной системы [25]. В ходе круглого стола было сказано, что решение не создавать суд по делам несовершеннолетних в России было принято на государственном уровне, причиной этого является то, что наша страна в настоящее время не готова к запуску ювенальной юстиции.Также было разъяснено, что Программа, на основе которой были созданы суды по делам несовершеннолетних, была выведена из-под контроля Правительства. Хотя в выступлении представителя Верховного Суда РФ было указано, что созданные суды по делам несовершеннолетних в нескольких тестовых регионах продолжат работу.

60

Судебная система Российской Федерации: современное состояние

Актуальная задача — создание ювенальной юстиции в России.

Следует отметить, что создание специализированной системы ювенальной юстиции является обязательством Российской Федерации в соответствии с действующей Конвенцией ООН о правах ребенка с 1990 года. В сентябре 2005 года 40-я сессия Комитета по правам ребенка, которая снова указал, что, несмотря на несколько законодательных попыток, в России не было создано ни одного суда по делам несовершеннолетних на федеральном уровне, что является одной из проблем, вызывающих озабоченность международного сообщества, поскольку дела несовершеннолетних правонарушителей должны рассматриваться отдельно из-за системы правосудия [ 26].

Например, в 2011 году элементы ювенальных технологий используются общими судами Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской и Московской областей, Еврейской автономной области, Пермской области. , Республики Хакасия и Карелия, города Санкт-Петербург и Москва [24] в Республике Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкария и Ингушетия.

Считаем, что необходимо увеличить количество специальных исправительных учреждений для подростков; развивать сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; использовать план медиации, развивать восстановительное правосудие и повышать эффективность защиты прав детей.

Продолжаются дискуссии о возможных причинах создания конституционных судов по трудовым спорам, однако существуют различные точки зрения на вопрос развития трудового правосудия: «трудовые суды, как и другие федеральные суды, должны быть задействованы в судебной системе РФ»; «Необходимо создать Трудовой процессуальный кодекс … а не создавать новые юридические лица, такие как суды по трудовым спорам»; «Одним из наиболее эффективных способов разрешения трудовых споров является арбитражный суд»; Теперь необходимо больше внимания уделять дальнейшей работе по приведению правил ТК ​​в соответствие с общепризнанными принципами и стандартами международного права и Конституцией [4; 5; 6].

Специализированные суды есть в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии, Швеции, Норвегии и Канаде (Квебеке), Новой Зеландии и Израиле. Имеются специализированные административные

органов, выполняющих судебные функции в США, Японии, Канаде (на федеральном уровне и в англоязычных провинциях).

Индивидуальные трудовые споры правового характера, коллективные трудовые споры, связанные с применением тарифных соглашений, а также правовые вопросы, касающиеся деятельности юрисконсультов компании, находятся в компетенции трудового суда Германии.В первую очередь это индивидуальные трудовые споры, обычно связанные с заключением, исполнением и прекращением трудового договора, возмещением причиненного вреда сторонам, а также юридические коллективные трудовые споры, например, касающиеся статуса профсоюзов или Представитель работников компании, рабочие и профсоюзы участвуют в управлении предприятием.

Деятельность трудовых судов регулируется «Законом о трудовых судах» 1953 года (с изменениями).

Суды по трудовым спорам первой и второй инстанций подчиняются министрам труда соответствующих федеральных земель. (кроме земли Гессен).

Деятельность Федерального суда по трудовым спорам контролируется Федеральным министерством труда и социального обеспечения Германии [11].

Таким образом, исследуя процессуальные особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров в России и анализируя зарубежный опыт, можно сделать вывод о возможности создания судебных коллегий для разрешения споров, возникающих в результате трудовых репрессалий в общих судах.Судебная коллегия будет руководствоваться Трудовым кодексом. Споры, возникающие из индивидуальных и коллективных договоров, должны входить в особую компетенцию Судебной коллегии для разрешения споров, возникающих в результате репрессалий со стороны сотрудников. Процедура рассмотрения этих дел должна иметь свою специфику.

В разрезе административных судов единственная приблизительная дата возникновения административной юстиции в России — XVIII век — первая половина XIX века.

Административные суды созданы в странах Европы (Германия, Франция, Австрия, Польша, Испания, Голландия, Бельгия, Болгария, Греция, Италия, Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Украина и др.). В этих странах действует совершенно иная система административной юстиции. Так, в некоторых придворных специализированных административных судах

61

Раздел 7.Судебная власть

включены в систему общих судов (Мексика, Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия). В других придворных судебные коллегии по административным вопросам образовывались в общих судах (Грузия, Эстония, Испания, Боливия). В других странах административные суды отделены от судов общей юрисдикции и имеют независимую систему (Германия, Франция, Италия, Австрия, Финляндия, Швеция, Польша, Израиль).

Анализируя зарубежный опыт становления административной юстиции, можно сделать вывод, что:

1) Можно выделить две основные модели контроля над административным.Первая модель: государства, где отсутствует система административных судов, что не исключает наличия других подобных институтов, таких как административные трибуналы (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия). Вторая модель: государства, в которых действуют административные суды. (Франция, Германия, Италия, Австрия, Финляндия, Швеция, Греция, Испания, Польша, Израиль и др.) [3, 1831];

2) Континентальная модель (Франция, Германия) предполагает автономию административного права и независимый правовой статус судебных органов административной юстиции; общее право и англо-американские системы, которые лежат в более или менее последовательном способе отправления единого правосудия — где акты управления находятся под надзором общих судов [18, 4-21];

3) французский; Немецкий; Англосаксонский; Типовое административное присутствие в обычных судах можно выделить в организации административной юстиции

[30];

4) Также есть комбинированные системы.

Изучение зарубежного опыта работы административных судов в других странах поможет Российской Федерации определить оптимальные подходы к созданию собственной модели административной юстиции.

Федеральный закон «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» вступает в силу 15 сентября 2015 г. № 21-ФЗ (за исключением отдельных положений). Кодекс об административном судопроизводстве регулирует порядок производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении и постановлении Верховного Суда Российской Федерации; защита нарушенных или оспариваемых прав, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, вытекающих из административных и

другие общественные отношения, связанные с осуществлением судебного надзора за законностью и законностью государства или другого государственного органа.

В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в некоторые законодательные акты Российской Федерации были внесены соответствующие изменения.

В частности, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях гражданских прав при ее применении», Закон Российской Федерации Российская Федерация «О государственной тайне»: «Об исполнительном производстве», «О договорных системах в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», в Налоговом кодексе Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации. Российской Федерации, направленная на приведение положений этих законов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Также в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были обновлены полномочия военных судов и уполномоченного по правам человека в России.

В частности, было указано, что окружные (военно-морские) военные суды будут среди прочего рассматривать в первой инстанции административные дела, связанные с информацией о национальной безопасности, а также дела по административным жалобам на присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или право на исполнение постановления суда в разумные сроки по делам, подсудным военным президиумам.

Установлено, что по результатам рассмотрения обращений граждан Уполномоченный по правам человека вправе обратиться в суд с административным заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц). ), нарушенные решениями или действиями (бездействием) управляющего учреждения, организации, наделенной определенным правительством или любыми другими государственными органами, государственного лица, государственного служащего или служащего местного правительства, а также лично или через его или ее представитель надлежащим образом участвует в процессе.

62

Судебная система Российской Федерации: современное состояние

Также установлено, что уполномоченный вправе отказать в даче свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении или уголовном деле по обстоятельствам, которые ему стали известны в связи с исполнением своих обязанностей.

Порядок административного производства определен Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1. -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции Российской Федерации».

Вопросу специализации (специализированные суды) уделяется большое внимание в отечественной научной литературе [1; 12, 96-107; 14; 15; 17, 8; 20, 95; 27, 18; 28, 8]. Уточнено, что суд — это и есть специализация [29]; суд может быть специализированным.

Почему появляются специализированные суды и для чего они нужны? Создание специализированных судов целесообразно по разным причинам.Во-первых, это позволит судьям специализироваться на рассмотрении определенной категории дел; во-вторых, он предназначен для более быстрого рассмотрения аргументов с учетом специфики рассматриваемых дел.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что специализация судов достигла беспрецедентных масштабов в России, превратившись к XIX веку в сложное смешение судебных юрисдикций, вызвавшее множество споров о судебной юрисдикции и официальном знании.К началу судебной реформы Александра II существовало огромное количество разного рода специализированных судебных органов с неясной и неопределенной компетенцией [10, 52].

Таким образом, существовали специализированные суды (государственные и частные), которые изначально создавались в зависимости от субъективного состава и участвовали в разрешении правовых конфликтов. В XVII веке специализация судов впервые стала нитью благодаря заслугам, то есть во главу угла ставился характер спора, хотя до 1917 года специализированные судебные инстанции

были выделены и функционировали с использованием обоих указанных атрибутов, а также их объединения.

Таким образом, вопрос о целесообразности специализированных судов существует давно.

Мы согласны с мнением, что классическая полномасштабная судебная специализация должна соответствовать двум атрибутам: иметь четко определенную сферу специализированной юрисдикции и, соответственно, охватывать все три составляющие, процессуальный и институциональный механизм правосудия — судебный, процессуальный. и тот, который определяет статус лиц, непосредственно исполняющих правосудие [8].

Основой для возникновения специализированных судов являются развивающиеся общественные отношения в обществе. Общество развивается из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. И чем сильнее развиты общественные отношения и само общество, тем точнее реакция государства на необходимость урегулирования отдельных сфер конфликтов в особых юрисдикциях.Важным моментом при создании судов специальной юрисдикции является необходимость установления особого (по сравнению с обычным для обычного суда) порядка рассмотрения той или иной категории дел с учетом особенностей процессуального регулирования данной категории дел. дела, имеющие собственные цели, а также свои независимые механизмы и особенности нормативного регулирования, унифицируют процессы права.

Мы считаем, что реализация конституционных и законодательных положений об административном судопроизводстве несомненно улучшит качество российской системы правосудия.

В заключение хотим сказать, что судебная система Российской Федерации развивается с учетом ценностей судебной системы, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции международных юридических лиц. Российская судебная система сотрудничает и перенимает положительный зарубежный опыт, постоянно улучшая качество и эффективность судебной системы.

63

Раздел 7.Судебная власть

Артикул:

1. Баранов В. А., Приженникова А. Н. Актуальные вопросы совершенствования административного судопроизводства в России // Сборник молодых ученых МГИУ. Москва, 2004.

2. Боботов С. В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. М., 2007, с. 160, 161.

3.Бойцова В. В. Бойцова Л. В. Система судебного надзора за администрацией: классические модели и модификации. Материалы семинара. М., 2002. — С. 18-31.

4. Нужны ли нам суды по трудовым спорам: pro et contra.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *