Малый бизнес в беларуси: Как открыть бизнес в Беларуси с нуля: первые шаги, налоги, требования

Содержание

Как будут поддерживать предпринимателей в Беларуси

В Беларуси нужно обновить госпрограмму по развитию предпринимательства. Эта программа станет инструментом реализации недавно принятой правительством «Стратегии развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь до 2030 года». Нужно разработать дорожную карту по реализации данной стратегии. Также требуется в корне изменить систему финансовой поддержки бизнеса и решить ряд других вопросов.

на мероприятии Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. Фото: allminsk.biz

Об этом заявил замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Калиновский в ходе круглого стола, недавно проведенного Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей. На мероприятии, с участием представителей госорганов и частного бизнеса, НАН Беларуси, известных экономистов, экспертов прошло обсуждение вопросов по развитию и поддержке предпринимательства.

Как сообщалось, Правительством в октябре была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Планируется, что доля субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2030 году должна составлять не менее 50%. В настоящее время доля МСП около 34%.

Самые дорогие и ценные для страны – это инвестиции именно белорусских предпринимателей, заявил представитель Минэкономики.

По словам Александра Калиновского, документ удался, и это радует. Хотя процесс согласования проекта стратегии был трудным, так как было очень серьезное сопротивление органов госуправления. По проекту от госструктур было получено более 100 замечаний. Наибольшее количество замечаний было от Минфина и МНС, отметил замдиректора Департамента по предпринимательству.

«Фактически явочным порядком формировался этот документ, и очень здорово, что в итоге получилось его утвердить. Что касается процедуры согласования, мы ведь знаем, что такое согласование. Как говорят, что такое верблюд? Это арабский скакун, который прошел процедуру согласования. Но, я полагаю, что, если не арабский скакун, но добрая рабочая лошадь там осталась, а не верблюд. Пришлось искать компромиссы. Например, ушло положение о введении института омбудсмена для бизнеса (уполномоченного по защите прав предпринимателей. – ред.)», – сказал представитель Минэкономики.

В отношении роста экономики задачи стоят очень амбициозные, и ожидается, что вклад частного бизнеса в обеспечение экономического роста существенно увеличится. И если до 2025 года нужно обеспечить 100 млрд долларов ВВП, то со следующего года ориентировочно белорусская экономика должна расти в среднем не на 5% в год, а на 7,5%, считает Александр Калиновский.

Госпрограмма поддержки МСП

Одним из последующих важных шагов станет подготовка редакции госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства, отметил представитель Минэкономики.

«Кто внимательно читал стратегию, понимает, что у нас государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства является инструментом реализации именно этой стратегии. И на сегодняшний день стоит конкретная задача эту программу переделать – прежде всего на 2019-2020 годы. Мы срочно сейчас этим занимаемся и будем заниматься. И далее, в соответствии с принятой стратегией, будем разрабатывать программу на последующее пятилетие», – отметил замдиректора Департамента по предпринимательству.

Дорожная карта

В отношении сегодняшней работы по реализации стратегии самый главный вопрос – это дорожная карта. Важно определить, как будут реализованы те положения и направления, которые зафиксированы в этом документе.

«Здесь за каждым абзацем стоит действующее законодательство, которое в той или иной степени нужно корректировать, совершенствовать», – сказал Александр Калиновский.

 «Полагаю, во все объединения предпринимателей, во все органы госуправления, подчиненные правительству и не подчиненные правительству, имеется в виду Нацбанк, статкомитет и другие, будут в ближайшее время отправлены письма. Они должны будут дать свои предложения по формированию дорожной карты реализации стратегии», – сообщил он.

Прежде всего, это предложения в части совершенствования институциональной среды, создания условий для ведения бизнеса.

Без активного участия членов столичного союза предпринимателей, других бизнес-объединений и предпринимателей, Минэкономики качественно подготовить этот документ не сможет, отметил Александр Калиновский. Поскольку в этой работе требуется опыт ведения повседневной хозяйственной деятельности МСП, знание многих практических и жизненных ситуаций.

Проект программы по поддержке МСП представят на обсуждение

Важный элемент стратегии – это реформирование государственной системы поддержки предпринимательства, продолжил представитель Минэкономики.

«Есть поручение правительства и на сегодня разрабатывается концепция реформирования государственной системы поддержки предпринимательства. Создана рабочая группа, согласно приказу министра экономики. Мы хотим, чтобы рабочая группа сначала подготовила проект этого документа. Затем на сайте Минэкономики его представят на обсуждение, для внесения замечаний, предложений. Мне очень понравилась работа столичного союза предпринимателей, когда вы обсуждали проект той же стратегии развития предпринимательства до 2030 года. И мы рассчитываем, что в ближайшее время начнем эту работу», – отметил Александр Калиновский.

Самые ценные инвестиции – белорусские

«Весь бизнес почетен, но в стратегии выделены три основных направления. Это, во-первых, инвестиции. Самые дорогие и ценные для нашей страны – это инвестиции наших белорусских предпринимателей», – считает представитель Минэкономики.

«Вот когда наши предприниматели начнут вкладывать деньги в развитие собственного дела – это самые ценные инвестиции. Ведь инвестиционная деятельность – это вопрос веры. Главное это когда  человек верит, что если он вложил деньги, то эти деньги сработают, вернутся и принесут доход, вызывая моральное удовлетворение, создавая рабочие места», — сказал Александр Калиновский.

«В принципе, вот основная цель стратегии в этом направлении – чтобы наши предприниматели поверили. И тогда, я думаю, они найдут возможность также привлечь и иностранные инвестиции», – заявил представитель Минэкономики.

Экспорт

Второе направление – экспорт. Выйти на 100 млрд долларов ВВП к 2025 году, как предусмотрено стратегией устойчивого развития Беларуси, без серьезного увеличения экспортного потенциала страны невозможно. В ином случае нам просто некуда будет сбывать продукцию, даже если мы увеличим выпуск высокотехнологичных инновационных товаров», – сказал Александр Калиновский.

По его мнению, нужно учитывать, что сегодня у России нет возможности увеличивать импорт из Беларуси, в связи с внешними проблемами Российской Федерации. И белорусам надо находить новые рынки сбыта, использовать новые механизмы, чтобы поддерживать и наращивать свой экспорт.

Инновации

И третье направление – это инновационная деятельность. Здесь предстоит достаточно много работы. Предполагается создание новой структуры по развитию этого направления.

Но, прежде всего, в Беларуси стараются сохранить действующую структуру поддержки предпринимательства. Это в основном частное предприятие, имеющее статус центра поддержки предпринимательства. Таких центров 99 в настоящее времяи 25 инкубаторов малого бизнеса.

Финансовая поддержка

«Что касается финансовой поддержки, в этом плане, мы полагаем, надо в корне пересмотреть и на порядок к 2020 году увеличить и объемы этой поддержки, и количество поддерживаемых бизнесов», – заявил представитель Минэкономики.

По его словам, предстоит выработать соответствующие механизмы поддержки. 

Центрами поддержки предпринимательства должна быть охвачена вся территория Беларуси, прежде всего в сельской местности. И это задача ближайших лет.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как продвинуть бизнес в условиях кризиса-2020

Если предыдущие белорусские кризисы были связаны с проблемой потребления товаров и услуг, то нынешний серьезно затронул сферы производства и реализации. Сейчас малый и средний бизнес Беларуси переживает нелегкие испытания и как никогда нуждается в предложениях по развитию.

В этой статье команда TAM.BY расскажет, какие инструменты медиа эффективны сегодня для поддержки бизнеса во втором полугодии 2020-го.

Фото носит иллюстративный характер. Источник: unsplash.com

В каком положении белорусский бизнес сегодня

За последние несколько месяцев индекс бизнес-климата Нацбанка снизился до минус 12,9%. Это произошло по причине неблагоприятной эпидемиологической и общей финансовой ситуации в стране: предприятия ощущают недостаток финансирования, неплатежеспособность потребителей, нехватку оборотных средств и низкий спрос на продукцию.

В мае-июле было отмечено частичное восстановление общих показателей: почти половина опрошенных руководителей предприятий (50,8%) оценивали экономическую ситуацию отрицательно, в то время как остальные 47,6% ощутили улучшение. В сравнении с первым кварталом 2020 года спрос на услуги и товары вырос на 1,7%.

Как изменился спрос в крупных секторах белорусской экономики?

Фото носит иллюстративный характер. Источник: unsplash.com

Торговля — минус 27,5% (было минус 20,4%)

Серьезные потери с начала года понесли сферы торговли и услуг, предполагающие прямые контакты или массовые скопления людей. Однако ближе к осени стала заметна «потребительская оттепель»: белорусы вновь заинтересовались выездным и внутренним туризмом, стали активнее посещать заведения общепита и торговые центры.

Промышленность — минус 15,2% (было минус 16,6%)

Больше всего пострадала сфера производства бытовой техники, а именно — электроники и оптики. Причиной стало падение спроса со стороны населения, вынужденного на время отказаться от крупных покупок в пользу продовольствия. Финансовое положение признали благоприятным 47,5% респондентов, что на 2,2% больше, чем зимой и весной.

Транспорт — минус 32,3% (было минус 34,3%)

Из-за введения ограничительных мер на границах (или полного закрытия) и неопределенности в развитии транспортные предприятия ощутили сокращение объема договоров на перевозки — как внутри страны, так и на внешней арене. Тогда 63,2% руководителей назвали экономическую обстановку неблагоприятной, надеясь на оживление спроса в августе-октябре.

Строительство — минус 7,9% (было минус 20,3%)

Строительные компании работали в привычном ритме еще с начала года: рабочие не уезжали на заработки за границу, оставаясь в Беларуси. Летом 68% руководителей оценивали экономическое положение своих предприятий как удовлетворительное, как плохое — 22,8%. Сейчас показатели оптимистичнее: объем подрядных работ вырос с минус 11,6% до плюс 5,4%.

Статистические данные основаны на мониторинге предприятий реального сектора экономики РБ за май-июль 2020 г.

О проекте TAM.BY и его эффективности

Проект TAM.BY — белорусский интернет-портал, помогающий бизнесу привлечь новых клиентов, а пользователям — найти акции, скидки, отзывы и контакты нужных компаний. Ежемесячно в каталоге TAM.BY ищут компании и услуги более 1 565 239 уникальных посетителей, среди которых около 74% — аудитория 18−44 лет.

Проект предлагает малому и среднему бизнесу комплекс инструментов по привлечению клиентов. Рассказываем, как это работает.

1. Создание страницы

Компания, желающая разместиться в каталоге TAM.BY, оставляет заявку. После чего сотрудники проекта готовят страницу организации, размещая описание, перечень услуг, адреса, ссылки, логотип. В работу входит услуга профессионального фотографа.

2. Добавление акций и скидок

На страницу добавляются разделы «Акции и скидки», «Новости», «Фотографии». По желанию заказчика разрабатываются разделы с меню, ценами, продукцией и другими категориями, релевантными клиенту.

3. Настройка сервисов для общения

Компания получает возможность собирать заявки и общаться с клиентами через личный кабинет, пользуясь сервисами «Обратный звонок», «Записаться», «Забронировать». Открывается доступ к оперативному получению отзывов от клиентов и ответам на них.

4. Продвижение на TAM.BY

Проект TAM.BY регулярно показывает вашу компанию, а также акции и скидки:

• на главной странице TAM.BY;

• в тематических разделах каталога, к которым относится компания;
• на страницах конкурентов, которые не пользуются расширенными возможностями сервиса.

5. Продвижение на портале TUT.BY

Каждая ваша рекламная акция попадает в блок TAM.BY на главной странице белорусского портала TUT.BY — около 315 раз в сутки. Кроме того, читатели видят вас внутри разделов «Авто», «Недвижимость», «Спорт», «Леди» или «Афиша.TUT.BY».

6. Продвижение в статьях

Редакция проекта выборочно составляет обзорные статьи, в которые включает рекламные предложения разных компаний. Эти статьи выходят на главной странице TUT.BY и набирают до 11 000+ прочтений за сутки.

TAM.BY для бизнеса — в цифрах

Предложения, которые размещаются партнерами на TAM.BY, мы постоянно анализируем для статистики. Например, так выросли просмотры акций разных категорий к лету:

Отзывы клиентов

Екатерина Кутынко,
руководитель учебного центра
«Альянс», г. Могилев:

— С TAM.BY сотрудничаем не один год. В работе менеджеров больше всего нравится отзывчивость и готовность помочь в решении любых возникающих вопросов, своевременное предоставление отчетов, информирование об акциях и более выгодных условиях размещения. Благодаря проекту в нашем учебном центре всегда стабильный приток учеников. В учебном году 2019/20 благодаря размещению новости и рекламного баннера мы набрали рекордное для нашего центра количество учеников, 80% из которых узнали о нас благодаря проекту. Надеемся, что наше сотрудничество продолжится еще не один год.

Евгений Гашников,
директор салона
«Оптика Нова», г.

Могилев:

— С проектом TAM.BY мы сотрудничаем с 2016 года и убедились в эффективности рекламы здесь. С начала работы с проектом у нас увеличилось количество клиентов, выросла узнаваемость. За год мы получаем более 10 000 посещений нашей страницы. Также хочется отметить работу менеджеров проекта — их внимательность и точность, способность к диалогу, ненавязчивую настойчивость.

Ермолина Нила,
ведущий специалист отдела продаж
ОДО «НТС», г. Гомель:

— Сотрудничество более трех лет с порталом TAM.BY помогло развить идею магазинов шаговой доступности — товаров для школьников и студентов — в популярную розничную сеть «Аловак». Количество пользователей интернет-магазина и их доверие к интернет-услугам увеличивается. Покупки через интернет-магазин стали серьезной прибавкой к общему розничному товарообороту. Более 2000 пользователей в месяц узнает о новинках в каталоге, получает информацию про скидки и акции через новостной блок на TAM.BY.

Хочется отметить творческий подход, грамотную и слаженную работу команды специалистов TAM.BY. Изучается спрос, ведется мониторинг комментариев и отзывов пользователей. На портале присутствуют разные направления бизнеса, как крупного, так и мелкого, в лице этих компаний можно найти не только потенциального клиента, но и партнера.

Виктория Барздыко,
заместитель директора сети салонов
ELPORTA, г. Витебск:

— На протяжении двух лет сеть салонов ELPORTA в Витебске успешно сотрудничает с проектом TAM.BY. Хочу отметить, что размещение в каталоге TAM.BY действительно увеличивает трафик покупателей в магазинах и количество заказов. Отдельно от себя хочу отметить преимущества личного кабинета, где можно размещать фотографии в отдельных альбомах, создавать каталоги, выставлять новости, акции. И нам комфортно работать, и покупатель на одной страничке видит всю нужную информацию: время работы, адреса салонов, фотографии выполненных работ, отзывы от наших покупателей. Страничка фирмы выглядит привлекательно для покупателя.

Работа с TAM.BY для нашей фирмы и для меня лично всегда проходит комфортно. Менеджер каталога регулярно напоминает, что можно воспользоваться выгодным бонусом, разместить больше новостей, всегда на связи и обязательно отвечает на все вопросы. Именно поэтому мы стараемся использовать все возможности, которые доступны для рекламы и продвижения сети салонов ELPORTA на TAM.BY.

В будущем планируем и дальше пользоваться возможностями TAM.BY. От лица всего коллектива нашей фирмы благодарю всех работников портала TAM.BY за плодотворное сотрудничество.


Хотите воспользоваться рекламными возможностями TAM.BY — оставляйте заявку на сайте ТУТ, звоните по номеру +375 44 526-91-06 или пишите на [email protected].

В Беларуси утверждена стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года

18 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года утверждена постановлением Совета Министров от 17 октября 2018 года №743, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе правительства.

Стратегия принята для повышения экономической свободы предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие страны, формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности. Документ определяет приоритетные направления на среднесрочную и долгосрочную перспективу, основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства.

Цель стратегии — формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

Основные задачи — создание благоприятных административно-правовых и экономических условий, формирование системы мер для качественного развития бизнеса и создание эффективной специализированной структуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализация стратегии планируется в два этапа: переходный этап — 2018-2020 годы (совершенствование институциональной базы и инфраструктуры), основной этап — 2021-2030 годы (создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики).

В результате реализации стратегии при согласованных действиях госорганов и бизнеса долю субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости планируется довести к 2030 году до 50%.

Республиканским госорганам, другим госорганизациям, подчиненным Совету Министров, местным исполнительным и распорядительным органам поручено использовать утвержденную стратегию при реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы, разработке проектов программ социально-экономического развития страны, госпрограмм до 2030 года. То же самое касается разработки проектов законодательных актов и постановлений Совмина, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовки предложений для проектов международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза.-0-

Малый и средний бизнес

Сфера бизнеса в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Это во многом содействует формированию конкурентной среды, способствует увеличению производства товаров народного потребления, а также значительно расширяет спектр предоставляемых населению услуг, что в целом придает дополнительную стабильность экономике Беларуси. Доля валового внутреннего продукта (ВВП), формируемая субъектами сферы бизнеса в ВВП страны по итогам 2017 г. составила 28,5 %,  доля экспорта – 47,2 %,  доля в инвестициях –  34,4%.

В составе бизнес-среды самыми многочисленными являются средние и малые предприятия. Их распределение по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. По данным Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 января 2019 г. в Республике Беларусь осуществляли деятельность более 348 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Преобладающая специализация этих предприятий – сфера торговли. Однако в последние годы поступательно увеличивается удельный вес объема их промышленного производства в общем объеме промышленного производства страны (с 7,3 % в 2006 г. до 10.1 % в 2016 г.).

Развитие бизнес-среды в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики. Существенное влияние на развитие бизнеса оказывает система профильных постановлений и законов. Главные задачи определены в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. В стране сформирована инфраструктура государственной поддержки и регулирования предпринимательства, в которую входят центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства.

Позитивным моментом для роста коммерческой деятельности. является налоговое обложение и кредитование на льготных условиях. Для начинающих предпринимателей, которые имеют действительно значимые и серьезные бизнес-идеи, государство предоставляет доступные кредиты с низкой процентной ставкой и длительным сроком выплат. Таким образом, у каждого из белорусских граждан или иностранцев, имеющих вид на жительство, есть шанс при условии оптимального сочетания желания и финансовых возможностей открыть и успешно управлять своим бизнесом в Беларуси.

Благодаря такой политике страна на протяжении последних пяти лет удерживает лидерские позиции (7-е место) в рейтинге Всемирного банка по показателю «регистрация собственности», получает также высокие оценки экспертов по показателям «международная торговля» (25-е место), «обеспечение исполнения контрактов» (29-е место) и «получение разрешений на строительство» (34-е место). Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить и позиции по показателю «регистрация предприятий».

Действия, предпринимаемые государством по развитию малого и среднего бизнеса на ближайшие годы, направлены на улучшение деловой среды, содействие вхождению Беларуси в число стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса. Так, в 2016 – 2017 г. белорусские власти приняли ряд документов, которые нацелены на решение острых проблем белорусской экономики, раскрепощение предпринимательства и создание условий для долгосрочного экономического роста. В 2016 г. принята Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы. Среди ее основных задач уменьшение административных преград для ведения предпринимательской деятельности; увеличение общего числа занятых в микро-организациях малых и средних субъектов хозяйствования; создание комфортных условий для развития эффективности бизнес-среды, увеличение до 40% доли малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости страны.

На дальнейшую либерализацию бизнеса направлен Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», подписанный Президентом Республики Беларусь 23 ноября 2017 г. Этот документ является ключевым по улучшению бизнес-климата в стране. Он предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства. Основные положения в декрете предполагают упрощение процедуры открытия и ведения своего дела. Декрет нацелен на создание новых производств, семейного бизнеса, магазинов, кафе и парикмахерских, а также на развитие самозанятости  и создание новых рабочих мест в стране.

Ряд мер, выполнение которых будет способствовать развитию деловой активности, содержит Постановление Совета Министров № 18 от 12.01.2017 г. «Об утверждении комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы»

Уже более десяти лет в стране ведется диалог между бизнесом и властью посредством разработки документа «Национальная платформа бизнеса Беларуси», где высказываются конкретные предложения консолидированного бизнес-сообщества, идеи и предложения по повышению конкурентоспособности экономики, улучшению делового климата и развитию отечественного предпринимательства. Каждый год готовится новый документ, учитывающий изменения, произошедшие в законодательстве, и современные реалии. За прошедшие годы реализовано более 450 предложений, что способствовало улучшению делового климата в стране и условий для ведения бизнеса. В начале 2019 г. разработана «Национальная платформа бизнеса Беларуси – 2019. «Будущее бизнеса – будущее страны». В ней предложены решения задач, которые «2019 год ставит перед обществом, бизнесом и властью Беларуси».

17 октября 2018 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 743 утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года», где обозначены основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития малого и среднего предпринимательства с целью увеличения его вклада в результаты социально-экономического развития страны.

Ссылки на интернет-ресурсы

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство экономики Республики Беларусь

Белорусский бизнес-форум

Белорусский союз предпринимателей (БСП)

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского

Бизнес-школа ИПМ

Исследовательский Центр «ИПМ»
 
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей

Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства. Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Отдел предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома. Cписок инкубаторов малого предпринимательства г. Минска

Отдел предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома. Список центров поддержки предпринимательства, оказывающих информационные, консультационные, методические услуги по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности 
  Республиканская конфедерация предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства


Как работает частный бизнес в Беларуси :: IMHOclub

  • Повестка
  • Спикеры 309
  • Все члены клуба 6020
  • Реальные члены 1558
  • LV
  • BY
  • О сайте
  • Устав
  • Условия пользования
  • Политика конфиденциальности
  • Прямая связь с Председателем
  • Прямая связь c членами клуба
  • Реклама
  • Контакты
  • Повестка
  • Вход
  • Регистрация

«Основная цель бизнеса — выжить». Как чувствует себя бизнес сегодня и что ему нужно сделать завтра, обсудили на Всемирной неделе предпринимательства в Беларуси

Представителям частного бизнеса необходимо объединяться, чтобы вместе отстаивать свои интересы. Беларуси нужны новые решения в сфере денежно-кредитной политики и налоговой системы. Но реформы невозможны, пока не разрешится политических кризис. Об этом говорили представители бизнес-объединений и экономисты на панельной дискуссии «Новые идеи для новой Беларуси», которая прошла в рамках Всемирной неделе предпринимательства.

Сейчас в бизнес-среде царят пессимистические настроения, считает председатель общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей» Александр Калинин.

— Мы находимся в условиях пандемии коронавируса, и целые направления, такие как туризм, сфера общественного питания, столкнулись с серьезными проблемами. В основном малый бизнес работает на арендованных площадях, и аренду госструктуры снижать не собираются. Арендная плата превратилась в новый вид местного налога. Это привело к серьезным последствиям, десятки субъектов хозяйствования закрылись — отметил Калинин.

Кроме того, у предпринимателей большие инфляционные ожидания, перед ними встала проблема сбережений.

Многие подходы, которыми помогли бы выйти из кризиса, были изложены в Директиве №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», считает Калинин. Но она не была в полной мере реализована. Речь идет о защите частной собственности, малой приватизации, широком диалоге бизнеса и власти, снижении налоговой нагрузки. Также необходимо отказаться от ресурсных налогов, таких как земельный налог и налог на недвижимость. Даже когда нет прибыли, ресурсные налоги нужно заплатить, что существенно ухудшает финансовое положение предприятий.

Некоторые послабления, такие как снижение арендной платы на помещения, находящиеся в государственной собственности, существенно не помогли.

— Основная цель бизнеса сегодня — выжить. Сохранить бизнес, капитал, рабочие места, — заключил Калинин.

Ситуация в стране существенно влияет на бизнес, считает глава группы компаний БЕЛБИЗ Татьяна Маринич.

— ИТ-компании, которые сфокусированы на том, чтобы делать продукт, уезжают из Беларуси. Традиционные компании обладают меньшей степенью мобильности, им труднее уехать.

Но малый бизнес частично закрывается — кто-то под давлением политического кризиса, кто-то, потому что некому работать, сотрудники участвуют в акциях. Часть бизнеса закрывается просто потому, что если они не закроются, то их закроют, — рассказала Маринич.

Она привела результаты опроса, который проводил стартап-хаб Imaguru. 71,2% стартапов — участников опроса отметили, что кризис, вызванный политическими событиями, оказал на деятельность компаний более негативное влияние, чем пандемия коронавируса. 45% стартапов хотят уехать из страны. Для 76,9% компаний льготы, которые они получают в качестве резидентов ПВТ, не являются определяющим условиям для сохранения бизнеса в Беларуси.

Исполнительный директор витебской «Ассоциации нанимателей и предпринимателей» Владимир Лукьянов рассказал, что в регионах бизнес также столкнулся с репрессиями из-за гражданской позицией. В некоторые компании пришли проверки госорганов.

В целом, так как бизнес неоднороден, в разных компаниях складывается разная ситуация. Например, компании, которые экспортируют продукцию за рубеж, после выборов столкнулись со снижением доверия.

— Есть компании, для которых основной проблемой стало закрытые границы. А закрыты они не только из-за пандемии, а из-за политических мотивов. Когда компания не может пригласить партнеров, когда не могут приехать заказчики и получить продукцию, это фактически останавливает бизнес, — отметил Лукьянов.

На общепит влияет как эмоциональное состояние людей — сегодня им не до развлечений, так и начало второй волны коронавируса. Ограничения, которые ставят санэпидеморганы, сокращают клиентский поток.

— Сегодня в бизнесе все совершенно неоднородно, неоднозначно. Но ни у кого нет оптимизма. Все понимают, что ситуация непростая. Единственное, что можно сказать: белорусский бизнес настолько привык выживать и встраиваться в любые кризисы, что сможет преодолеть и этот кризис. Будем надеяться, что с минимальными потерями, — рассказал Лукьянов.

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич также отмечает влияние на бизнес пандемии коронавируса.

— В апреле и июне мы проводили среди членов союза исследование. Мы спросили, как быстро компании готовы восстановить свою деятельность, если закончится ковид. Только 1% сказал, что в течение семи дней, 3% — в течение 30 дней, 12% — в течение квартала. Все остальные говорили, что им для восстановления бизнеса необходимо примерно полгода. Сегодня мы видим вторую волну коронавируса, — рассказала Тарасевич.

Еще весной компании отмечали, что у них нет кубышки с деньгами. Они искали компромисс с работниками, чтобы сохранить их на короткий период времени.

В ближайшем будущем у нас начнутся увольнения и сокращения работников — явные и неявные. Уход на уменьшенную трудовую занятость, работа по договорам подряда и так далее, — уверена Тарасевич.

Она также отмечает, что бизнес потерял доверие к власти, причем еще тогда, когда государство не поддержало его во время первой волны пандемии коронавируса. А в связи с политическими событиями многие предприятия столкнулись с ухудшением психологического состояния в коллективах, вынуждены искать работников, которые были задержаны.

Тарасевич считает, что сегодня в бизнес-сообществе назрела необходимость объединиться и говорить о своих интересах.

Она также высказалась относительно требования властей создать профсоюзные организации на частных предприятиях.

— Это нарушение всех норм и правил законодательства. И это невозможно сделать. У нас в 88% субъектов малого и среднего бизнеса количество работников составляет 4 — 5 человека. А чтобы на предприятии была профсоюзная организация, надо иметь минимум 10 добровольцев, которые готовы ее создать, — объясняет Тарасевич.

По ее мнению, уровень государственного регулирования бизнеса усиливается.

— Если сегодня бизнес не будет объединяться, не будет консолидировать свою точку зрения, то завтра поползновения на бизнес со стороны власти будут более сильными, — подчеркнула Тарасевич.

Директор по развитию компании CIVITTA, оказывающей услуги в сфере управленческого консалтинга, Даниэль Крутцинна, рассказал, что их клиенты отложили почти все крупные инвестиционные проекты. Некоторые не уверены в том, что буду продолжать деятельность в Беларуси.

— У нас есть несколько иностранных компаний, которые весной говорили, что отложат планы на полгода — год, но обязательно хотели остаться на белорусском рынке. Сейчас они говорят, что, пока политический кризис не разрешится, будут останавливать все планы на развитие на белорусском рынке.

В Беларуси был костяк сильных семейных бизнесов, которые строили долгосрочные планы, потому что были уверены, что их дети будут жить здесь. Сейчас мы чувствуем, что бизнес испытывает эксистенциальный кризис. Компании думают, как выйти с белорусского рынка и, может быть, уехать, — рассказал Крутцинна.

Председатель ассоциации кадровиков и руководитель компании «Сервис Кадров» Вадим Сорока отметил, что некоторые компании уводили до 80% персонала еще летом. Это было связано с первой волной пандемии коронавируса.

Политическая ситуация повлияла на рынок труда двояко. С одной стороны, многие люди остались без работы. В одних случаях причины увольнения были экономическими, в других — политическими. С другой стороны, в государственных учреждениях наблюдается нехватка персонала.

Сорока уверен, что в будущем на предприятиях возникнут вопросы с кадрами, и быстро их решить будет невозможно. При этом он отмечает, что некоторые высококвалифицированные специалисты остаются в Беларуси из-за гражданской позиции, хотя им предлагают работу за рубежом.

Экономист Ярослав Романчук считает, что основная проблема, с которой столкнулись все компании, — это обнуление важнейшего нематериального актива — доверия.

— Когда нет доверия, говорить о том, что можно что-либо планировать в ситуации уникальной неопределенности и многоуровневой деструкции, не приходится, — отмечает он.

Обнуление доверия произошло в том числе потому, что бизнес-сообщество было разобщено: ИТ-компании решали свои проблемы, малый и средний бизнес — свои.

У каждого была маленькая диалоговая платформа, каждый думал технократически. А вопросы, связанные с нематериальными активами, — доверием, репутацией, экономическими свободами, были отодвинуты на второй план. Более того, многие до сих пор считают, что эти факторы из области идеологии, а не экономики. Это важный момент, потому что, когда практически все оказались в одной лодке, без этих факторов движение вперед невозможно, — отмечает Романчук.

Предложения по поддержке предпринимательства на шестую пятилетку, которые сегодня исходят от Министерства экономики и Совета министра, представляют собой тот же госплан, только повернутый в другое русло, считает экономист.

— Меня удручает такой уровень дискуссии, потому что в начале 1990-х мы эти пункты — шоковую терапию, точки роста, интервенционизм, регулирование, импортозамещение — уже проходили. Сегодня ничего нового не могут предложить. Белорусская экономика должна выйти на траекторию роста 5 — 8% в год на протяжении минимум 20 лет. Именно такие амбициозные цели нам нужно ставить. В рамках тех предложений, которые я слышал от власти и от международных организаций, достижение этих целей невозможно,  — рассказал Романчук.

По мнению экономиста, стране необходимы радикально новые решения в сфере денежно-кредитной политики, налоговой системы. Необходимо проводить приватизацию. А чтобы не повторить ошибок, которые делали в Центральной и Восточной Европе, нужно думать об адресной поддержке и переобучении людей, которые останутся без работы.

— Предлагаю принять экономическую конституцию, которая не позволила бы государству выйти за рамки тех полномочий, которые оно должно выполнять. Я имею в виду обеспечение верховенства права, — подчеркнул Романчук.

Административный директор BEROC, управляющий группы компаний ИПМ Павел Данейко считает, что нужно формировать ассоциации отраслевых бизнесов и объединение этих ассоциаций. Они выполняют три функции:

  1. Представление интересов бизнеса.
  2. Участие в подготовке кадров. Сегодня возникают ситуации, когда бизнесу нужны специалисты, владеющие определенной технологией, а в вузах изучают другие технологии, уже устаревшие.
  3. Объединение деятельности ассоциаций. Например, текстильные компании часто устанавливают минимальный объем заказа ткани, что не всегда удобно представителям малого бизнеса. Они могут объединиться в отраслевую закупочную ассоциацию и вместе снизить издержки.

— Мы подошли к ситуации, когда частный бизнес должен научиться работать вместе. Это проблема связана с уровнем доверия в обществе — в Беларуси он был крайне низким. Сегодня происходят события, которые меняют этот уровень доверия и открывают новые возможности — уверен Дайнеко.

Экономист Леонид Заико отмечает, что сегодня нужно переориентировать бизнес в сторону ИТ и искусственного интеллекта, аддитивных технологий. Необходимо развивать электротранспорт, робототехнику.

— Бизнес будущего — это бизнес интеллекта, — считает Заико.

В Беларуси есть много организаций, бизнес-ассоциаций и отдельных экономистов, которые знают, как улучшить ситуацию в экономике. В государственном секторе — Министерстве финансов, Национальном банке, Министерстве экономике — также есть понимание реформ. Но нет политического согласия, чтобы перемены произошли, считает советник Светланы Тихановской в вопросах экономики Алекс Алехнович.

— Пакуль няма палітычнай згоды, тое, пра што мы кажам — што трэба стварыць бізнес-асацыяцыі, реалізаваць дэрэктыву №4 — немагчыма, — считает Алехнович.

В долгосрочной перспективе возможности для роста белорусской экономики уменьшаются.

— Мы ўжо зараз расцем у два разы павольней, чым сусветная эканоміка. Без вырашэння палітычнага крызіса тыя добрыя змены, пра якія мы кажам, не магчымыя. А кропкавыя змены не дадуць крытычнай масы рэформ, якая дасць у будучым беларускай эканоміцы стабільна развівацца, — отметил Алехнович.

 

Полную версию панельной дискуссии можно посмотреть по ссылке.

Интересно? Поделитесь с друзьями!

Новые бизнес-инкубаторы откроются в Беларуси в 2019 году

Фото с сайта sindicatoambulancias.com

, Минск, 4 октября. / БЕЛТА /. Новые бизнес-инкубаторы откроются в Баране, Глубоком, Мстиславле и Горьком в 2019 году в рамках проекта ПРООН «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах России». Республика Беларусь », — сообщила БЕЛТА менеджер проектов Марина Калиновская на полях форума« Лучшие практики успешных бизнес-инкубаторов и акселераторов.Россия », которая проходит в бизнес-клубе Imaguru Business Club / Startup Hub в Минске с 4 по 5 октября.

Краткое название проекта — Маленькие города. Он рассчитан на 2017-2019 годы и предназначен для содействия эффективной занятости и самозанятости в малых городах Витебской и Могилевской областей. Он реализуется ПРООН и Министерством экономики Беларуси при финансовой поддержке Российской Федерации. Бюджет проекта составляет 1 миллион долларов, из которых 300 тысяч долларов были выделены на физическую инфраструктуру бизнес-инкубаторов и учебных центров, созданных в пилотных городах.Оставшаяся сумма была потрачена на различные мероприятия.

«В Беларуси 26 бизнес-инкубаторов и более 100 центров развития предпринимательства. Каждый из них предлагает бесплатные консультации, проводит обучающие программы и предоставляет начинающим предпринимателям необходимые ресурсы для открытия собственной компании. Одна из целей проекта «Малые города» — открытие новых бизнес-инкубаторов или учебных центров для предпринимателей в шести пилотных городах двух областей. В 2019 году бизнес-инкубаторы откроются в Баране, Глубоком, Мстиславле и Горьком.В этом году откроются учебные центры в Чаусах и Кричеве. Они будут размещены в действующих центрах развития предпринимательства. Мы помогаем с инфраструктурой, мероприятиями и консультациями », — сказала Марина Калиновская.

Например, в Кричеве появилась дополнительная площадь для коворкинга. В ноябре этого года в Чаусах откроется обучающий курс для начинающих предпринимателей и тех, кто только обдумывает бизнес-идею. В курс обучения примут участие предприниматели из Чаусского, Чериковского, Славгородского и Краснопольского районов.Это будут открытые встречи заинтересованных жителей с домашними заданиями и конкурс бизнес-проектов. По словам директора бизнес-центра «Чаусы» Сергея Клименкова, проект позволил значительно обновить здание центра и создать учебное пространство в одной из его комнат. Это пространство можно использовать для коллективных и индивидуальных тренировок. «Мне нравится делиться тем, что я узнал за 12 лет работы в сфере прямых продаж, мне нравится рассказывать другим о практических аспектах открытия или ведения бизнеса.Моя главная цель — дать возможность моим студентам написать жизнеспособный бизнес-план и воплотить его в жизнь, а также установить новые контакты для более тесного сотрудничества в регионе », — сказал Сергей Клименков.

Как правило, бизнес-инкубаторы и центры содействия предпринимательству не спонсируются государством или другими инвесторами; поэтому они должны заплатить за свой путь. На двухдневном семинаре в Минске руководители ведущих бизнес-инкубаторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Таллинна делятся своим опытом и знаниями в области ведения бизнеса, который помогает расти другим предприятиям.Они рассказывают участникам о новых формах работы, которые пока еще не распространены в Беларуси, например о акселерации, в том числе для социальных предпринимателей. Ряд презентаций посвящен сотрудничеству бизнес-инкубаторов с международными организациями, корпорациями и университетами.

Этот форум является одним из многих в серии информационных и образовательных мероприятий, которые являются частью проекта «Маленькие города». Проект включает семинары и тренинги, учебные поездки в Россию, образовательные встречи, а также издание книги об основах бизнеса «Малый бизнес, который работает» и учебника для предпринимателей «Франчайзинг» (книги доступны на странице проекта в Интернете).

«Проводя мероприятия в малых городах, мы видим там очень высокий интерес к предпринимательству. Отрадно, что семинары в столицах округов собрали бывших студентов и пенсионеров, которые были вдохновлены мероприятием и были готовы поделиться этой информацией с другими. Почти 100% участников отметили, что подобные мероприятия очень нужны. Большинство респондентов заявили, что им не хватает трех основных компонентов для открытия бизнеса — консультаций, обучения и финансирования.Мы стараемся удовлетворить эти потребности через наш проект, а также через центры содействия предпринимательству, которые, как ожидается, будут предоставлять аналогичные услуги на регулярной основе », — сказала Марина Калиновская.

Открывая возможности для малого бизнеса в Беларуси

Открывая возможности для малого бизнеса в Беларуси

7 марта 2018 г.

С весны 2018 года проект ПРООН «Малые города» запустил серию семинаров по основам предпринимательства.Тренинги проводятся для жителей малых и средних городов Витебска и Могилевской области, которые только думают или уже готовятся открыть собственное дело.

«Наши тренеры решают принципиальные вопросы по выбору бизнес-идеи, определению рынка и продвижению товаров, поиску партнеров и финансированию бизнеса», — говорит Марина Калиновская, руководитель проекта «Малые города». «Мы также освещаем последние изменения в законодательстве для предпринимателей.«

По словам Марины, в тренингах участвуют безработные или молодые люди, которые имеют работу, но хотят открыть собственное дело, пенсионеры, женщины в декретном отпуске или после декретного отпуска. К тренингам также присоединяются бизнесмены, чтобы узнать об актуальных тенденциях и получить разъяснения об изменениях в законодательстве. Представители местных исполнительных комитетов также принимают участие в семинарах для дальнейшего обмена этими знаниями с заинтересованными жителями своего города.

«Большинство участников тренингов — это стартапы или начинающие предприниматели, которым необходимо получить знания, чтобы выбрать лучший способ организации своего бизнеса», — говорит Леонид Шур, директор Витебского бизнес-центра (центра поддержки предпринимательства), тренер. семинаров в Витебской области.«Мы говорим о существующих возможностях, как юридических, так и рыночных, анализируем сильные и слабые стороны, чтобы определить правильные бизнес-стратегии».

По словам Леонида, люди обладают разным уровнем знаний, а тренинги помогают оценить финансовую и маркетинговую грамотность, определить непосредственные компетенции — на что способен человек, на основании каких навыков он может построить бизнес, есть ли у него необходимые подключения и ресурсы для этого и т. д.

«Отличный семинар, отличная организация мероприятия», — делится Сергей Левкович, опытный предприниматель, владелец кафе в Лепеле.- «Такие тренинги нужно чаще проводить среди граждан. Есть много людей, которые хотят изменить свою жизнь. Но их грамотность по некоторым основам предпринимательства очень низкая. Они не знают, что действительно могут сделать для себя и страны. «

За один день обучения сложно дать много информации. И в этом нет необходимости, поскольку, по словам Сергея, вся основная информация для начинающего предпринимателя была предоставлена.

«Такие семинары дают очень хороший толчок, особенно для людей, которые почти готовы действовать самостоятельно, но все еще не могут принять решение.Вы начинаете понимать, что вы не одиноки, что есть определенная поддержка, и есть большие шансы на успех. По крайней мере, я ухожу с таким чувством », — отмечает Сергей.

Продолжает свои мысли Светлана Черикова, мастерица из Лепеля. Она также считает, что люди в маленьком городке вообще не знают своих возможностей, будь то какие-то услуги или ремесленная деятельность — все, чем можно заниматься, только по декларативному принципу. Без сомнения, реально создать небольшой бизнес, чтобы помочь своей семье, своему городу.

«Главное — это желание человека, ведь всегда есть поддержка со стороны местных властей, какие-то бизнес-структуры», — считает Светлана. «С первого года действия закона об усыновлении ремесел я начал свою деятельность в этой сфере. Я плачу налог, продаю сувениры и чувствую себя в безопасности. Да, вы должны проявлять инициативу, вы должны искать свою нишу, но это все реально. А для небольшого региона, маленького города это действительно проблема, на которую люди не решаются, потому что просто не знают о своих возможностях.С этой точки зрения такие тренинги очень полезны! »

Семинары по основам предпринимательства уже прошли в малых городах Витебской области — Барань, Городок, Лиозна, Глубокое, Лиепень.

По окончании тренинга участники получили сертификаты и пособие «Малый бизнес с результатом» для дальнейшей работы над своей бизнес-идеей.

В марте и апреле 2018 года тренинги пройдут в городах Горки, Бялыничи, Шклов, Круглая, Кричев, Полоцк, Чавусы, Чериков, Мчиславь с участием нескольких тренеров.Расписание и тематика семинаров будут дополняться.

«После наших тренингов, я бы хотел, чтобы участники вынесли некоторые из основных мыслей», — резюмирует Леонид Шур, тренер семинара в Витебской области. — «Во-первых, в Беларуси есть возможности для бизнеса, бизнес можно делать, и это выгодно; во-вторых, чтобы быть успешным предпринимателем, нужно не только хорошо выполнять свою работу, но и влиять на внешнюю среду; в-третьих, мы должны постоянно учиться. «

Тренинги организованы проектом «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Беларуси», который реализуется ПРООН и Министерством экономики Беларуси и финансируется Российской Федерацией.

Контактная информация

[email protected]

Малый и средний бизнес Беларуси получит поддержку в размере 2 млрд рублей

Распечатать

08.11.2010, TUT.BY

Белинвестбанк выделил 2 млрд BYR на поддержку малого и среднего бизнеса в Беларуси. Финансовые активы будут предоставлены по лизинговым схемам с помощью лизинговой компании Avangard Leasing, выступающей в качестве кредитного спонсора.

Банк уже выделил лизинговому оператору 1,5 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Таким образом, текущий объем используемых на эти цели активов составляет 3,5 млрд рублей. Кроме того, банк рассматривает возможность существенного увеличения объемов финансирования малого и среднего бизнеса в форме микрокредитования в следующем году.

Кредитные ресурсы будут предлагаться как минским компаниям, так и представителям регионов. «В кратчайшие сроки мы распределим полученные средства на лизинговые проекты, реализуемые по всей территории Беларуси, — заявил Антон Андреенко, директор ООО« Авангард Лизинг ».- Мы постараемся достичь максимальной эффективности размещения средств с минимальными рисками ».

Финансовая поддержка малых и средних предприятий в Беларуси в последнее время значительно увеличилась. Например, Белорусский банк малого бизнеса и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) недавно подписали соглашение о торговом финансировании. Новые условия кредитования помогут белорусским импортерам закупать иностранные товары без предоплаты.

Поддержка малого и среднего бизнеса — одно из приоритетных направлений государственной политики.В конце декабря прошлого года власти приняли Государственную программу поддержки малого предпринимательства Беларуси на 2010-2012 годы. Программа призвана создать благоприятные условия для устойчивой деятельности малых предприятий и способствовать преодолению административных препятствий, мешающих развитию малых предприятий, а также внедрению прогрессивных финансовых технологий их поддержки и т. Д. Только в 2010 году объем выделенных денежных средств на реализацию программы из республиканских и местных бюджетов предполагалось внести 31 млрд рублей.

«В этом году малые предприятия получили беспрецедентную поддержку в виде кредитов, — констатирует наш эксперт. — Средства, предоставленные банком, будут частично направлены на микрофинансирование, ориентированное на тех предпринимателей, которые только начинают свой бизнес. Подобные инициативы позволяют значительно улучшить бизнес-среду в Беларуси ».

% PDF-1.4 % 513 0 объект > endobj xref 513 348 0000000016 00000 н. 0000008208 00000 н. 0000008370 00000 н. 0000009553 00000 п. 0000009717 00000 н. 0000009833 00000 н. 0000010094 00000 п. 0000010208 00000 п. 0000010285 00000 п. 0000010411 00000 п. 0000010827 00000 п. 0000011270 00000 п. 0000011298 00000 п. 0000014933 00000 п. 0000018687 00000 п. 0000019292 00000 п. 0000019692 00000 п. 0000020234 00000 п. 0000020706 00000 п. 0000021237 00000 п. 0000021648 00000 н. 0000022143 00000 п. 0000022235 00000 п. 0000025478 00000 п. 0000025633 00000 п. 0000025786 00000 п. 0000028582 00000 п. 0000030990 00000 н. 0000031129 00000 п. 0000031253 00000 п. 0000033629 00000 п. 0000034109 00000 п. 0000036494 00000 п. 0000038676 00000 п. 0000038825 00000 п. 0000038982 00000 п. 0000044315 00000 п. 0000044511 00000 п. 0000044586 00000 п. 0000049015 00000 п. 0000049090 00000 н. 0000049165 00000 п. 0000058233 00000 п. 0000058308 00000 п. 0000058405 00000 п. 0000058649 00000 н. 0000058732 00000 п. 0000058787 00000 п. 0000058857 00000 п. 0000058970 00000 п. 0000059076 00000 н. 0000059190 00000 п. 0000059305 00000 п. 0000059420 00000 п. 0000059532 00000 п. 0000059643 00000 п. 0000059754 00000 п. 0000059860 00000 п. 0000059971 00000 п. 0000060266 00000 п. 0000060423 00000 п. 0000060510 00000 п. 0000060597 00000 п. 0000060687 00000 п. 0000060777 00000 п. 0000060864 00000 п. 0000060955 00000 п. 0000061175 00000 п. 0000061329 00000 п. 0000061585 00000 п. 0000061668 00000 п. 0000061723 00000 п. 0000061849 00000 п. 0000061872 00000 п. 0000061950 00000 п. 0000062028 00000 п. 0000062125 00000 п. 0000062274 00000 п. 0000062615 00000 п. 0000062681 00000 п. 0000062798 00000 н. 0000062821 00000 п. 0000062899 00000 п. 0000063243 00000 п. 0000063309 00000 п. 0000063426 00000 п. 0000063449 00000 п. 0000063527 00000 п. 0000063871 00000 п. 0000063937 00000 п. 0000064054 00000 п. 0000064077 00000 п. 0000064155 00000 п. 0000064499 00000 н. 0000064565 00000 п. 0000064682 00000 п. 0000064705 00000 п. 0000064783 00000 п. 0000065126 00000 п. 0000065192 00000 п. 0000065309 00000 п. 0000065379 00000 п. 0000065487 00000 п. 0000071019 00000 п. 0000071294 00000 п. 0000071579 00000 п. 0000071606 00000 п. 0000071997 00000 п. 0000074017 00000 п. 0000074349 00000 п. 0000074749 00000 п. 0000074836 00000 п. 0000075099 00000 п. 0000075351 00000 п. 0000075613 00000 п. 0000075864 00000 п. 0000081455 00000 п. 0000081712 00000 п. 0000082069 00000 п. 0000082325 00000 п. 0000082408 00000 п. 0000082463 00000 п. 0000082539 00000 п. 0000082636 00000 п. 0000082735 00000 п. 0000082856 00000 п. 0000083002 00000 п. 0000083112 00000 п. 0000121530 00000 н. 0000121569 00000 н. 0000152162 00000 н. 0000152201 00000 н. 0000152279 00000 п. 0000152376 00000 н. 0000152522 00000 н. 0000152613 00000 н. 0000152705 00000 н. 0000152799 00000 н. 0000152892 00000 н. 0000152985 00000 н. 0000153181 00000 н. 0000153335 00000 н. 0000153413 00000 н. 0000153491 00000 н. 0000153813 00000 н. 0000153868 00000 н. 0000153984 00000 н. 0000154062 00000 н. 0000154606 00000 н. 0000154888 00000 н. 0000154966 00000 н. 0000155432 00000 н. 0000155510 00000 н. 0000155588 00000 н. 0000155911 00000 н. 0000155966 00000 н. 0000156082 00000 н. 0000156160 00000 н. 0000156529 00000 н. 0000156811 00000 н. 0000156889 00000 н. 0000156967 00000 н. 0000157291 00000 н. 0000157346 00000 н. 0000157462 00000 н. 0000157540 00000 н. 0000158068 00000 н. 0000158350 00000 н. 0000158428 00000 н. 0000158883 00000 н. 0000158961 00000 н. 0000159039 00000 н. 0000159361 00000 н. 0000159416 00000 н. 0000159532 00000 н. 0000159610 00000 н. 0000159980 00000 н. 0000160262 00000 н. 0000160340 00000 п. 0000160456 00000 н. 0000160582 00000 н. 0000160660 00000 н. 0000160695 00000 н. 0000160773 00000 п. 0000161148 00000 н. 0000161214 00000 н. 0000161330 00000 н. 0000161408 00000 н. 0000161514 00000 н. 0000161628 00000 н. 0000161743 00000 н. 0000161858 00000 н. 0000161970 00000 н. 0000162081 00000 н. 0000162376 00000 н. 0000162533 00000 н. 0000163159 00000 н. 0000163514 00000 н. 0000163592 00000 н. 0000163627 00000 н. 0000163705 00000 н. 0000164080 00000 н. 0000164146 00000 н. 0000164262 00000 н. 0000164340 00000 н. 0000164973 00000 н. 0000165327 00000 н. 0000165405 00000 н. 0000165495 00000 н. 0000165585 00000 н. 0000165676 00000 н. 0000165896 00000 н. 0000166050 00000 н. 0000166555 00000 н. 0000166633 00000 н. 0000167147 00000 н. 0000167225 00000 н. 0000167741 00000 н. 0000167819 00000 н. 0000168327 00000 н. 0000168405 00000 н. 0000168440 00000 н. 0000168518 00000 н. 0000168896 00000 н. 0000168962 00000 н. 0000169078 00000 н. 0000169156 00000 н. 0000169581 00000 н. 0000169938 00000 н. 0000170016 00000 н. 0000170051 00000 н. 0000170129 00000 н. 0000170506 00000 н. 0000170572 00000 н. 0000170688 00000 п. 0000170766 00000 н. 0000171389 00000 н. 0000171742 00000 н. 0000171820 00000 н. 0000172338 00000 н. 0000172416 00000 н. 0000172451 00000 н. 0000172529 00000 н. 0000172903 00000 н. 0000172969 00000 н. 0000173085 00000 н. 0000173163 00000 н. 0000173584 00000 н. 0000173936 00000 н. 0000174014 00000 н. 0000174049 00000 н. 0000174127 00000 н. 0000174503 00000 н. 0000174569 00000 н. 0000174685 00000 н. 0000174763 00000 н. 0000175395 00000 н. 0000175747 00000 н. 0000175825 00000 н. 0000176330 00000 н. 0000176408 00000 н. 0000176443 00000 н. 0000176521 00000 н. 0000176898 00000 н. 0000176964 00000 н. 0000177080 00000 н. 0000177158 00000 н. 0000177780 00000 н. 0000178134 00000 н. 0000178761 00000 н. 0000178839 00000 н. 0000179201 00000 н. 0000179279 00000 н. 0000184002 00000 н. 0000184080 00000 н. 0000184158 00000 н. 0000184482 00000 н. 0000184537 00000 н. 0000184653 00000 н. 0000184731 00000 н. 0000185111 00000 п. 0000185393 00000 н. 0000185471 00000 н. 0000185832 00000 н. 0000185910 00000 н. 0000189561 00000 н. 0000189639 00000 н. 0000189998 00000 н. 00001

00000 н. 0000190658 00000 н. 0000190736 00000 н. 0000191096 00000 н. 0000191174 00000 н. 0000193136 00000 н. 0000193214 00000 н. 0000193578 00000 н. 0000193656 00000 н. 0000195930 00000 н. 0000196008 00000 н. 0000196369 00000 н. 0000196447 00000 н. 0000197797 00000 н. 0000197875 00000 н. 0000197953 00000 н. 0000198276 00000 н. 0000198331 00000 н. 0000198447 00000 н. 0000198525 00000 н. 0000199066 00000 н. 0000199348 00000 п. 0000199426 00000 н. 0000199892 00000 н. 0000199970 00000 н. 0000200048 00000 н. 0000200373 00000 п. 0000200428 00000 н. 0000200544 00000 н. 0000200622 00000 н. 0000201162 00000 н. 0000201442 00000 н. 0000201520 00000 н. 0000201987 00000 н. 0000202065 00000 н. 0000202143 00000 н. 0000202466 00000 н. 0000202521 00000 н. 0000202637 00000 н. j75 ] (zge @ x / i% 1Аu4.+ h, U I | AMa / t (+ lG & cBX =

IT-индустрия

За последние несколько лет Беларусь заслужила репутацию ведущей «IT-страны» в восточноевропейском регионе. Согласно рейтингу Global Services 100 Республика Беларусь заняла 13-е место среди 20 стран-лидеров в сфере ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Кроме того, три компании с белорусскими корнями вошли в топ-100 крупнейших мировых компаний в этой сфере: EPAM Systems, IBA Group и Intetics Co.Беларусь занимает 48-е место в ИТ-рейтинге ООН.

Разработка программного обеспечения существует в стране с 1998 года. Однако ключевой «точкой отсчета», с которой началось развитие ИТ-сферы в Беларуси, считается сентябрь 2005 года, когда Указом Президента Республики Беларусь №12 «О ПВТ» заложена правовая основа успешной работы «Белорусской Силиконовой долины» — Парка высоких технологий и привлечения инвестиций в отрасль разработки программного обеспечения.

Сегодня белорусские компании, работающие в рамках ПВТ, отличаются прогрессивным менеджментом и эффективностью маркетинговых решений. Сфера характеризуется зрелостью клиентов, сложностью реализуемых проектов, глобальной сетью предоставления услуг, разнообразием «портфеля» продуктов и услуг, умением работать на нишевых рынках.

Достижения Белорусского парка высоких технологий

В сентябре 2012 г. ПВТ объявил о первых заработанных 1 млрд долларов США.А к 2020 году, по прогнозам, эта сумма будет ежегодно перечисляться в бюджет от резидентов ПВТ. По оценке Международной финансовой корпорации, к 2020 году выручка IT-сферы Беларуси может составить 3–4 миллиарда долларов США, или 4,5% от общего ВВП 2012 года. За время существования парка создано около 6 тысяч рабочих мест. с участием иностранных инвесторов.

Сегодня 49% резидентов ПВТ — это компании с белорусским капиталом и 51% — с иностранным.Эксперты прогнозируют увеличение количества компаний с иностранным капиталом, поскольку сегодня ИКТ являются одним из приоритетных направлений прямых иностранных инвестиций в Беларусь.

80% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт. 45% поставляется в США и Канаду, 30% — в Европу, 20% — в Россию и страны СНГ.

Беларусь занимает лидирующие позиции в Центральной и Восточной Европе по объему экспорта компьютерных и информационных услуг на душу населения. В 2012 году эта цифра составила более 35 долларов США на человека.Показатель Беларуси превышает аналогичные показатели России и Украины в два и более раз.

Потребителями программного обеспечения, разработанного резидентами Парка высоких технологий, являются известные мировые корпорации: автомобильные корпорации Peugeot (Франция), Mitsubishi (Япония), медиахолдинги British Telecom (Великобритания), T-Mobile (Германия), Reuters (Великобритания). -США), топливно-энергетические компании British Petroleum (Великобритания), Росэнергоатом, РАО ЕЭС, Лондонская фондовая биржа, Всемирный банк, Deutsche Bank, ЦБ РФ, всемирно известные производители Coca-Cola, Procter & Gamble , Colgate-Palmolive (США), Samsung (Корея).

Варианты инвестирования в IT-сферу Беларуси

Значительные суммы денег можно выгодно вложить в проекты IT-сферы Беларуси. Основными иностранными инвесторами в белорусскую IT-сферу являются компании из США, Великобритании, Израиля, Германии и России.

По словам представителей зарубежных компаний, иностранные венчурные фонды готовы инвестировать до 1 млн долларов США в развитие IT-проектов, и наибольший интерес к ним представляет начальный этап реализации проекта.Так, в 2012 году в Парк высоких технологий (ПВТ) было привлечено 62,5 млн долларов США прямых иностранных инвестиций.

На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом прихода инвесторов в белорусскую IT-сферу является создание новой компании по разработке программного обеспечения в Беларуси «с нуля». В 2012 году количество резидентов ПВТ было принято на работу 13 такими компаниями и достигло 118 организаций.

Еще один вариант инвестирования — привлечение стратегических инвесторов, специализирующихся именно в IT-сфере.В этом случае иностранные компании выходят на рынок, покупая белорусский бизнес.

Еще одним примером привлечения инвестиций было первичное публичное размещение акций (IPO) EPAM Systems на Нью-Йоркской фондовой бирже. Только за первый час торгов акции выросли в цене на 20% с 12 долларов США до 14,4 доллара США за акцию.

Климат для инвесторов

Согласно условиям, оформленным для резидентов Парка Указом Президента № 12 в 2005 г. и действующим до 2020 г., резиденты ПВТ освобождаются от налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, государственный бюджет. целевые бюджетные и внебюджетные средства, уплачиваемые за счет выручки от реализации товаров, НДС и налога на прибыль от реализации такой продукции, земельного налога на период строительства (до 3 лет) и налога на недвижимость.

Среди выгодных преференций — освобождение от таможенных пошлин и НДС при импорте товаров, необходимых для осуществления деятельности, а также снижение подоходного налога с рабочих до 9%. Эти льготы предоставляются резидентам Парка, основными видами деятельности которых являются разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Преимущества доступны еще в 12 высокотехнологичных направлениях — от создания продуктов для микро- и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники.

Успешные проекты

Информационные и коммуникационные технологии также входят в число приоритетных направлений, которые будут привлекать инвестиции. Количество компаний в Беларуси, производящих интеллектуальные продукты, востребованные во всем мире, быстро растет.

В 2011 году массовая многопользовательская онлайн-игра World of Tanks, разработанная белорусской студией Wargaming.net, установила рекорд, официально занесенный в Книгу рекордов Гиннеса.ММО-шутеру удалось собрать на одном сервере самое большое количество игроков в истории — более 90 000 человек. По итогам 2012 года авторы World of Tanks планируют получить прибыль в размере 200 миллионов долларов.

Среди белорусских разработчиков игр также выделяется компания Viaden Media — крупнейшая компания в стране в области игровых приложений для мобильных платформ и социальных сетей. Одна из его последних программ — приложение для занятий спортом All-in Fitness, входящее в топ самых скачиваемых приложений в десятках стран.

Белорусские разработчики также имеют сильные позиции в категориях приложений для общения. Например, авторами популярной программы Viber, конкурирующей со Skype на мобильном рынке, являются израильтяне. Главный офис компании находится в Израиле, продуктом пользуются более 100 миллионов человек по всему миру. Однако вся разработка программного обеспечения для Viber осуществляется в Беларуси. Основные преимущества белорусских программистов: компания выделяет способность думать и действовать не по инструкции, а находить нетривиальные решения.

белорусских компаний традиционно входят в число ведущих поставщиков решений для бизнеса. Среди автоматизированного класса ERP (планирование ресурсов предприятия) в странах СНГ крупнейшим разработчиком в регионе ERP-систем является корпорация «Галактика», штаб-квартира которой находится в Минске. На сегодняшний день программное обеспечение компании используют более шести тысяч предприятий стран СНГ, представляющих различные отрасли экономики.

Созданный 20 лет назад в Минске альянс IT-компаний «IBA Group» на сегодняшний день является одним из крупнейших разработчиков решений и услуг в сфере высоких технологий в Центральной и Восточной Европе.Бренд IBA объединяет более 20 компаний в Беларуси, России, Украине, США, Германии, Великобритании, Чехии, Болгарии, Казахстане и на Кипре.

Портфель «IBA Group» включает более 1.500 проектов, реализованных для клиентов на 5 континентах, которые решают проблемы в самых разных отраслях, включая информационные технологии, телекоммуникации, транспорт и энергетику.

EPAM Systems — один из ключевых игроков белорусской IT-индустрии. Компания EPAM Systems, основанная в 1993 году, предоставляет комплексные программные инженерные решения через свою отмеченную наградами платформу предоставления услуг в Центральной и Восточной Европе.Штаб-квартира EPAM находится в США, а ее офисы находятся в США, Канаде, Великобритании, Швейцарии, Германии, Швеции, Беларуси, Венгрии, России, Украине, Казахстане и Польше.

EPAM занимает 6-е место в списке Forbes «25 самых быстрорастущих технологических компаний Америки» за 2013 год и признан аналитиками Forrester и Zinnov одним из лидеров в сфере услуг по разработке программных продуктов. Компания также входит в топ-30 списка IAOP «The Global Outsourcing 100 за 2013 год».

Природные ресурсы

Республика Беларусь не имеет обширной минерально-сырьевой базы, и в связи с этим страна импортирует большое количество топлива и сырья, необходимого для ее производства. Но, тем не менее, проводимые в стране геологоразведочные работы постоянно пополняют запасы полезных ископаемых.

На данный момент в недрах Беларуси выявлено и разведано около 5 тысяч месторождений, представляющих около 30 видов полезных ископаемых.С экономической точки зрения стратегически важные ресурсы включают калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяной газ, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Всего зарегистрировано 52 месторождения нефти, из которых около 30 находятся в эксплуатации, а остальные относятся к категории консервированных или разведанных. Несмотря на запасы нефти, попутного газа, торфа, бурого угля, Беларусь не может удовлетворить потребность в топливных ресурсах за счет собственного сырья.Объем добычи нефти в стране составляет всего 12-13% от потребности, и в будущем это соотношение не изменится.

Сырье для горно-химической промышленности представлено калийными и каменными солями, фосфатами, солевыми рассолами. Калийные соли — один из ценнейших природных ресурсов недр Беларуси, по запасам которого страна занимает одно из первых мест в Европе. Добыча и переработка калийных удобрений в высококачественные минеральные удобрения не только обеспечивает стране повышение урожайности, но и является источником валютных поступлений за счет экспорта продукции.РУП «ПО« Беларуськалий »ежегодно добывает 28-32 млн тонн калийной руды, из которых производит около 4 млн тонн калийных удобрений. Предприятие полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка в выпускаемой продукции, а также в значительных объемах экспортирует в страны бывшего Советского Союза и другие зарубежные страны.

Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех известных месторождениях они превышают 22 миллиарда тонн.

Торфяные ресурсы значительно истощены из-за интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси.Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3,0 миллиарда тонн, то только 240 миллионов тонн пригодны для промышленного производства. Остальные заповедники находятся на охраняемых территориях или являются частью земельного фонда.

Месторождения горючих сланцев на юге Беларуси образуют большой сланцевый бассейн площадью более 20 000 км2. Горючие сланцы рассматриваются как потенциальная ресурсная база для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

Территория Беларуси перспективна на добычу черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железной руды с общими запасами категории А + В + С1 в размере 340 млн тонн и вероятными запасами 1,5 млрд тонн, их использование во многом будет зависеть от решения топливно-энергетической проблемы в стране.

Беларусь имеет достаточно богатую минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительными являются месторождения сырого цемента, доломита, мела, строительного и декоративного камня, глины для изготовления крупнозернистой керамики и легких заполнителей, силикатного и строительного песка, гравия и других материалов.Однако ощущается нехватка стекольного песка, глин для производства качественного кирпича.

Расширяются исследования и использование минеральных подземных вод в эксплуатации. Исследовано 58 источников минеральных вод с общим запасом 14 320,8 м3 в сутки, 50 источников находятся в разработке. Минеральная вода используется для санаторно-курортного лечения, а также продается через торговую сеть как минеральная лечебная и столовая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *