- Глава 12 ТК РФ. Изменение трудового договора
- Статья 76 ТК РФ. Отстранение от работы
- Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
- Статья 75 Трудового Кодекса РФ с комментариями
- Статья 74. ТК РФ в последней редакции 2020 года
- Статья 76. ТК РФ в последней редакции 2020 года
- 75 лет Победе в политике памяти России — Россия в глобальной политике
- Fintech 2020 | Законы и правила | Россия
- Глава 3.Федеральное устройство
- Российская Федерация — данные ОЭСР
- Привязка заработной платы сотрудников к иностранной валюте: возможна или нет?
- Что такое Красная книга Российской Федерации?
Глава 12 ТК РФ. Изменение трудового договора
Глава 12 ТК РФ. Изменение трудового договораАктуально на:
16 ноября 2020 г.
Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | глава 12 ТК РФ
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Изменения документа
Постоянная ссылка на документ
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Составить подборку
Анализ текста
Идет загрузка…
Статья 76 ТК РФ. Отстранение от работы
Новая редакция Ст. 76 ТК РФ
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Комментарий к Статье 76 ТК РФ
Отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) предусмотрено статьей 76 Трудового кодекса РФ.
Необходимо уточнить, что работодатель вправе отстранить работника от работы (не допускать к работе) только на время, фактически необходимое до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). В течение этого времени работнику не начисляется заработная плата, предусмотренная в соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В частности, государственным служащим, временно отстраненным от должности в связи с совершением дисциплинарного проступка на период до одного месяца, может быть сохранено денежное содержание по соответствующей должности.
В том случае, если отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) вызвано обстоятельствами, исключающими вину работника, работодатель обязан произвести оплату времени, на которое работник фактически был отстранен от работы, как за простой. Впрочем, в отдельных ситуациях работодатель вправе отказать работнику в предоставлении работы (допуске к работе) и после того, как были устранены обстоятельства, явившиеся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). Например, работник, появившийся на рабочем месте в состоянии опьянения и впоследствии протрезвевший, может быть уже на следующий день после отстранения от работы уволен работодателем в порядке и по основанию, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Отстранение работника от работы по требованию органов управления (должностных лиц) допускается только в тех случаях, когда такие органы (лица) в соответствии с федеральными законами (нормативно-правовыми актами) наделены соответствующими полномочиями. Такие полномочия, в частности, предоставлены органам (должностным лицам):
федеральной инспекции по труду;
Госсанэпиднадзора;
арбитража.
Другой комментарий к Ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Отстранение от работы — недопущение работодателем работника к выполнению работы по трудовой функции, обусловленной трудовым договором.
Из содержания комментируемой статьи вытекает ряд особенностей отстранения от работы, а именно:
1) отстранение от работы осуществляется при наличии основания, предусмотренного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
2) при наличии основания, указанного в законодательстве, работодатель обязан отстранить лицо от работы;
3) отстранение от работы осуществляется на весь период до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения;
4) отстранение от работы приостанавливает выполнение сторонами обязанностей по трудовому договору. Работник освобождается от обязанности выполнять работу по обусловленной трудовой функции, выходить на работу, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и от ряда других обязанностей, вытекающих из законодательства о труде, условий коллективного договора (соглашения), локальных правовых актов работодателя и соглашения сторон. Работодатель, в свою очередь, освобождается от выполнения своих обязанностей перед работником. В период отстранения от работы (недопущения к работе) работнику, как правило, не начисляется заработная плата.
2. Круг обстоятельств, являющихся основанием для отстранения от работы, определяется ч. 1 ст. 76 ТК РФ.
3. Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения служит основанием для отстранения от работы, вне зависимости от того, в какое время рабочего дня работник появился на работе в таком состоянии.
Появление работника на работе в состоянии опьянения считается грубым нарушением трудовых обязанностей, являющимся основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Факт появления работника на работе в состоянии опьянения должен быть соответствующим образом удостоверен и зафиксирован, а увольнение осуществлено в порядке, установленном для наложения дисциплинарных взысканий (см. ст. 193; подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ и комментарий к ним).
4. На работодателя возлагается обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктажа по охране труда, обеспечения стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ. Работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (см. ст. 212 ТК РФ и комментарий к ней; см. также ст. 225 ТК РФ и комментарий к ней).
В свою очередь работник обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда (см. ст. 214 ТК РФ и комментарий к ней).
5. Об основаниях и порядке прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров см. ст. ст. 65, 69, 185, 212, 213, 266, 328 ТК РФ и комментарий к ним.
6. О выявленных в соответствии с медицинским заключением противопоказаниях для выполнения работы, обусловленной трудовым договором, см. ст. ст. 73, 96, 224, 254 ТК РФ и комментарий к ним.
7. В качестве основания, обязывающего работодателя осуществить отстранение работника, ст. 76 указывает приостановление действия специального права на срок до двух месяцев, если это исключает возможность применения труда работника в соответствии с трудовым договором. Насколько можно судить, под приостановлением специального права в трактовке законодателя подразумеваются две группы обстоятельств.
Во-первых, действующее законодательство об административной ответственности (ст. 3.8 КоАП) предусматривает в качестве вида административного наказания лишение ранее предоставленного лицу специального права на срок от одного месяца до двух лет. Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется посредством изъятия в установленном порядке документа, удостоверяющего наличие этого права. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату (ст. 32.6 КоАП).
Во-вторых, возможно приостановление действия специального права не в качестве наказания за совершение работником административного правонарушения, а при наступлении иных обстоятельств, не связанных с виновными действиями работника. Соответственно, в том случае, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и работника невозможно перевести с его согласия на другую работу, а период приостановления (лишения) специального права не превышает двух месяцев, такой работник подлежит отстранению от работы на этот срок. В том случае, если указанный срок превышает два месяца, трудовой договор с работником может быть расторгнут (см. ст. 83 ТК РФ и комментарий к ней).
Следует иметь в виду, что во всех указанных случаях речь идет о прекращении лицензии или приостановлении специального права, предоставленного работникам. В том случае, если приостанавливается действие специального права работодателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) либо к ним применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП), это не является основанием для отстранения работников от работы (о порядке перевода на другую работу и прекращения трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным работодателем, сокращением численности или штата работников см. ст. ст. 72 — 72.2, 74, 81 ТК РФ и комментарий к ним).
8. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Государственный инспектор труда вправе предъявлять к работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об отстранении от должности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда (см. ст. 357 ТК РФ и комментарий к ней).
Должностные лица государственного энергетического надзора РФ имеют право давать обязательные для руководителей организаций и учреждений указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила (см. ст. 367 ТК РФ и комментарий к ней).
Лица — носители возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию (ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ст. 114 УПК при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
К отстранению от должности как мере процессуального принуждения по своему правовому значению примыкают такие меры пресечения, как домашний арест и содержание под стражей. Применение указанных мер пресечения, как и в случае отстранения от должности, влечет за собой приостановление действия трудового правоотношения.
К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ст. 108 УПК).
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд отстраняет руководителя должника от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований указанного Закона. При обращении с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должности временный управляющий обязан направить копии ходатайства руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника или иного коллегиального органа управления должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.
В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, а в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника — на одного из заместителей руководителя должника, при отсутствии заместителей — на одного из работников должника.
В силу ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено в числе прочих мер и временных ограничений отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных, а при определенных условиях — и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
9. Приостановление выполнения обязанностей в рамках трудового правоотношения при отстранении от работы по общему правилу выражается в том, что работнику не начисляется заработная плата. Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений из этого общего правила.
Прежде всего, в силу ч. 3 ст. 76 ТК РФ в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда либо обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (см. ст. 157 ТК РФ и комментарий к ней).
В ряде случаев отстраненному от работы лицу вместо заработной платы осуществляются иные выплаты компенсационного (страхового) характера. Так, лицам — носителям возбудителей инфекционных заболеваний, отстраненным в связи с этим от работы, выплачиваются пособия по социальному страхованию (ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Лица, временно отстраняемые от должности в качестве меры процессуального принуждения, имеют право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК).
Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Комментарий к ст. 74 TК РФ
1. Изменение определенных сторонами условий трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) возможно вследствие изменения работодателем организационных или технологических условий труда с предварительным письменным уведомлением об этом работников не позднее чем за два месяца.
2. В случае несогласия работника с новыми условиями труда и отсутствия для него вакансий (в том числе и нижеоплачиваемых) с учетом состояния здоровья работника или отказа работника от предложенной работы трудовые отношения прекращаются по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК (см. комментарий к данной статье).
3. Критерии массового увольнения, при котором работнику должны быть предоставлены соответствующие гарантии и компенсации, определяются в отраслевых (межотраслевых) и (или) территориальных соглашениях с учетом положений, установленных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (САПП. 1993. N 7. Ст. 564).
4. Изменения определенных сторонами условий трудового договора по правилам ст. 74 ТК не должны ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашением.
Судебная практика по статье 74 TК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 15. 12.2004 N 46-Г04-22Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что оспариваемые нормы Закона Самарской области противоречат статьям 72, 74, 81 Трудового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти Самарской области превысили свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений и, введя дополнительные ограничения, связанные с невозможностью уволить по инициативе работодателя и перевести на другую работу избранных депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, вторглись в компетенцию федеральных органов государственной власти.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2004 N 54-О
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 74 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М. И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04 по делу N А71-115/2004-А6
Удовлетворяя заявление, суды, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 3, пункта 2 статьи 265, статьями 252 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии вынужденного простоя по внутрипроизводственным причинам, об экономической оправданности затрат по оплате времени простоя и о том, что применение пункта 2 статьи 265 Кодекса не поставлено в зависимость от причин возникновения простоя и не связано с критерием вины.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 217-О-О
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И. А. Ливинцев оспаривает конституционность положения части первой статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), предоставлявшей работодателю право в случае производственной необходимости временно переводить работника на другую работу в той же организации. По мнению заявителя, данное законоположение нарушает его права, гарантированные статьей 37 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2008 N 25-В08-9
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части восстановления на работе Д., К., Б., П., Е., суд исходил из того, что истцы в двухмесячный срок, предусмотренный статьей 74 Трудового кодекса РФ, были ознакомлены с предстоящими изменениями определенных сторонами условий трудового договора (изменение структуры МУЗ «Ахтубинская Центральная районная больница»), тем самым порядок увольнения в соответствии со статьей 74 и пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ работодателем соблюден.
Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2010 N 51-В10-1
Согласно части 5 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда причины, указанные в части первой данной статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 данного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года»
Согласно ч. 5 ст. 74 ТК в случае, когда причины, указанные в части первой данной статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст. 372 данного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 25-В09-23
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Головащенко Н.В., Гюлалиевой И.В., Пестриковой Л.Н., Каркаус Т.Ф. в части восстановления их на работе, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда, суд исходил из того, что истцы в двухмесячный срок, предусмотренный статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, были ознакомлены с предстоящими изменениями определенных сторонами условий трудового договора (изменение структуры МУЗ «Ахтубинская Центральная районная больница»), тем самым порядок увольнения в соответствии со статьей 74 и пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем был соблюден.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 08. 06.2011 N 12ПВ11
Президиум Московского городского суда, отменяя, состоявшиеся по делу, вступившие в законную силу судебные постановления, не указал, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального права, допущенное указанными судебными инстанциями и послужившее основанием к отмене, не привел соответствующих доводов в обоснование необходимости принятия решения об их отмене и ограничился лишь ссылкой на положения статей 72.1, 74 Трудового кодекса Российской Федерации и выводом о том, что в действительности была изменена трудовая функция истицы, а не изменение определенных сторонами условий трудового договора, в связи с чем имел место перевод без ее письменного согласия.
Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-В11-28
Отменяя состоявшиеся по настоящему делу судебные постановления, президиум Московского городского суда, сославшись на положения статей 72. 1, 74 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что установленные судебными инстанциями обстоятельства об уведомлении Калининой И.Ю. работодателем о переводе на другую должность изначально предполагали изменение ее трудовой функции, в связи с чем подобный перевод мог производиться только с ее письменного согласия, которое в данном случае получено не было. Вывод же суда первой инстанции, по мнению президиума Московского городского суда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права к имевшим место правоотношениям, что являлось существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, являвшимся в силу ст. 387 ГПК Российской Федерации основанием к отмене судебного постановления в порядке надзора.
Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2007 N 32-Г07-6
В связи с этим суд правильно посчитал, что оспариваемые прокурором положения пункта 2 постановления правительства Саратовской области противоречат требованиям статьи 74 Трудового кодекса РФ, согласно которым о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 75 Трудового Кодекса РФ с комментариями
При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 75 ТК РФ
Комментируемая статья определяет правовые последствия для работников при смене собственника имущества организации (предприятия), при изменении подведомственности (подчиненности) организации (предприятия) и их реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании).
В связи со сменой собственника имущества организации (предприятия) новый собственник имеет право заменить руководителя организации (предприятия), его заместителей и главного бухгалтера. Однако это право нового собственника не является его обязанностью. Новый собственник может прекратить трудовой договор по п. 4 ст. 81 ТК (см. ст. 81 ТК и коммент. к ней) с руководителем организации (предприятия), его заместителями и главным бухгалтером в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество (переход права собственности на имущество регулируется ГК, ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.12.2011) <1>, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.12.2011) <2>).
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, ст. 46; 2005. N 44. Ст. 4471; 2006. N 30. Ст. 3292; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 41. Ст. 4845; N 49. Ст. 6079; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 4, ст. 14; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 29. Ст. 3632; N 51. Ст. 6160; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 17. Ст. 1988; N 31. Ст. 4188, ст. 4196; 2011. N 1. Ст. 41; N 7. Ст. 905; N 19. Ст. 2708; N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4301; официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 2011. 1 дек.; 5 дек.
<2> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3081; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15, ст. 22, ст. 40, ст. 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17 (ч. 1). Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 43. Ст. 5084; N 46. Ст. 5553; N 48 (ч. 2). Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; N 27. Ст. 3126; N 30 (ч. 1). Ст. 3597; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6219; 2009. N 1. Ст. 14; N 19. Ст. 2283; N 29. Ст. 3611; N 52 (ч. 1). Ст. 6410, ст. 6419; 2010. N 25. Ст. 3070; N 49. Ст. 6424; 2011. N 1. Ст. 47; N 13. Ст. 1688; N 23. Ст. 3269; N 27. Ст. 3880; N 30 (ч. 1). Ст. 4562, ст. 4594; N 48. Ст. 6730; официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 2011. 5 дек.
По истечении трехмесячного срока увольнение этих работников может быть произведено на общих основаниях, предусмотренных ТК, а также по дополнительным основаниям, содержащимся в ст. 278 ТК (см. коммент. к ней).
Статья 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 18.07.2011) <1> устанавливает дополнительную гарантию для руководителя государственного и муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, согласно которой этот руководитель назначается директором (генеральным директором) открытого акционерного общества до первого собрания акционеров.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805; 2005. N 19. Ст. 1750; N 25. Ст. 2425; N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 1. Ст. 10; N 2. Ст. 172; N 17 (ч. 1). Ст. 1782; N 31 (ч. 1). Ст. 3454; 2007. N 7. Ст. 834; N 18. Ст. 2117; N 21. Ст. 2455; N 31. Ст. 4009; N 46. Ст. 5557; N 49. Ст. 6079; 2008. N 20. Ст. 2251, ст. 2253; N 30 (ч. 1). Ст. 3615; N 30 (ч. 2). Ст. 3616, ст. 3617; 2009. N 19. Ст. 2279; 2010. N 23. Ст. 2788; 2010. N 23. Ст. 2788; N 48. Ст. 6246; 2011. N 27. Ст. 3880; N 29. Ст. 4292; N 30 (ч. 1). Ст. 4562, ст. 4568.
Для других работников смена собственника на имущество организации (предприятия) не является основанием для расторжения трудовых договоров. Однако работник может отказаться от продолжения работы с новым собственником, и трудовой договор с ним в таком случае прекращается по п. 6 ст. 77 ТК (см. ст. 77 ТК и коммент. к ней). Отказ работника от продолжения трудовых отношений должен быть выражен в письменной форме (заявление об увольнении с указанием причин).
Сокращение численности или штата работников организации (предприятия) допускается при смене собственника имущества только после государственной регистрации перехода прав собственности на имущество. Такая регистрация производится в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Датой государственной регистрации согласно ст. 2 упомянутого Закона является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
При смене собственника на имущество, которая происходит в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, сокращение численности или штата работников возможно при соблюдении дополнительных условий, содержащихся в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому Закону со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного на основе этого имущественного комплекса открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников этого предприятия.
Если изменилась подведомственность организации (предприятия) или произошла ее реорганизация, то трудовые отношения работников (включая руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) продолжаются. В указанных случаях трудовые отношения продолжаются при условии согласия работника на продолжение трудовых отношений. Заключение нового трудового договора не требуется, а в трудовой книжке работника обычно ставится штамп с новым названием организации (предприятия) или делается запись о работе в организации (предприятии), имеющей новое название.
В случае отказа работника от продолжения работы при изменении подведомственности организации (предприятия) или в связи с ее реорганизацией работник должен письменно выразить свое несогласие. Трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК (см. ст. 77 ТК и коммент. к ней).
Другой комментарий к статье 75 ТК РФ
1. Смена собственника имущества организации, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация, изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основаниями изменения трудового договора. Указанные факты влекут за собой не изменение содержания трудового договора, а всего лишь замену стороны трудового правоотношения или изменение правового статуса работодателя.
Между тем комментируемая статья включена в главу 12 ТК РФ, имеющую название «Изменение трудового договора». Впрочем, в той же главе находится ст.76 ТК РФ, которая предусматривает отстранение от работы работника, в том числе, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда. Представляется, это объясняется не столько несовершенством законодательной техники, сколько стремлением законодателя сгруппировать все случаи, когда исполнение первоначально заключенного трудового договора не происходит в точном соответствии с ним.
2. В соответствии с п.32 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности, при приватизации государственного или муниципального имущества, т. е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, а также при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность, кроме того — при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.
Относительно хозяйственных товариществ и обществ Пленум ВС РФ отмечает: поскольку в соответствии с п.1 ст.66 и п.3 ст.213 ГК РФ собственником имущества, созданного за счет вкладов их учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного хозяйственными товариществами или обществами в процессе их деятельности, является общество или товарищество, а участники согласно п.3 ст.48 ГК РФ имеют корпоративные права в отношении таких юридических лиц, то изменение состава участников (акционеров) не является сменой собственника имущества организации.
В этом случае собственником имущества хозяйственного товарищества или общества по-прежнему остается само товарищество или общество.
Следует отметить, что, несмотря на позицию Пленума ВС РФ, суд может достаточно вольно трактовать понятие «смена собственника имущества». Так, в определении Московского областного суда от 16 марта 2006 года по делу N 33-1752 указывается, что под сменой собственника имущества организации необходимо понимать смену собственника организации в целом, как имущественного комплекса, включая движимое и недвижимое имущество, сырье, продукцию, долги, права требования и другие исключительные права, что возможно, например, в результате смены учредителей, продажи предприятия в порядке ст.559 ГК РФ, приватизации государственных или муниципальных предприятий и т.д.
Что касается изменения подведомственности организации, то в большинстве случаев она применяется в отношении тех организаций, которые созданы органами государственной власти или органами местного самоуправления и, соответственно, им подведомственны (научно-исследовательские институты, поликлиники, образовательные учреждения и др. ).
Реорганизация юридического лица-работодателя (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) согласно ст.57 ГК РФ может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения согласно положениям ст.17.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» не является его реорганизацией. Действующим законодательством предусмотрены три типа государственных или муниципальных учреждений: казенное учреждение; бюджетное учреждение; автономное учреждение. Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном ФЗ «Об автономных учреждениях».
В соответствии с Методическими рекомендациями по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1505-р, государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Нужно отметить, что ст.75 ТК РФ связана только с изменением статуса работодателей — организаций, юридических лиц, и не включает в сферу своего действия работодателей — физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица
3. При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.
В этой связи КС РФ отметил: введение для главных бухгалтеров дополнительного основания прекращения трудового договора основано на специфике их трудовой деятельности и должностных обязанностей и не может рассматриваться как устанавливающее необоснованную дифференциацию между различными категориями работников. В случае расторжения трудового договора с главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков согласно ст.181 ТК РФ (см. определение КС РФ от 27 мая 2010 года N 699-О-О).
При этом смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
Действительно, в результате смены собственника организации как имущественного комплекса в целом для ее работников не меняются условия труда, они продолжают выполнять ту же самую работу в той же самой организации.
Однако в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст.77 ТК РФ.
Статья 75 ТК РФ также содержит условие: при смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.
В свою очередь, изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация или изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Однако при отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч.5 комментируемой статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст.77 ТК РФ.
Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 года N 24-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав частями пятой и шестой статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации» ч.5 комментируемой статьи носит гарантийный характер. Она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, при реорганизации юридического лица, т.е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п.6 ст.77 ТК РФ, либо трудовой договор расторгается по инициативе работника. Таким образом, ч.5 комментируемой статьи не может рассматриваться как нарушающая конституционные права.
Статья 74. ТК РФ в последней редакции 2020 года
Главная » Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел III. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР » Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА » Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Статья 76. ТК РФ в последней редакции 2020 года
Главная » Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел III. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР » Глава 12. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА » Статья 76. Отстранение от работы
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
75 лет Победе в политике памяти России — Россия в глобальной политике
Поиск Все Около вопросы Аналитика События RU | en РИНЦ Scopus О журнале Информация о журнале Инструкции для авторов Фонд исследований внешней политики Авторы Совет попечителей Редакционная коллегия Совет консультантов Редакция Реклама Архивы Предыдущие выпуски Текущий номер Подписка Через редакцию Через агентства по подписке Аналитика Колонка издателя Колонка редактора Мнения Интервью Отчеты Отзывы Валдайские газеты События Предстоящие События Резюме Проекты Подкасты Школа для ученыхFintech 2020 | Законы и правила | Россия
Корзина Получить обновления электронной почты Ассоциации Ролики Поиск: Авторизоваться- Наши бренды:
- Африканское право и бизнес
- Журнал CDR
- Глобальная правовая информация
- Международные бизнес-отчеты
- ICLG
- Дом
- Области практики
Области практики Просмотр от А до Я
- Альтернативные инвестиционные фонды
- Борьба с обмыванием денег
- Авиационное финансирование и лизинг
- Авиационное право
- Деловые преступления
- Картели и снисходительность
- CDR — мошенничество, отслеживание активов и восстановление
- Действия класса и группы
- Судебные тяжбы
- Строительное и инженерное право
- Защита потребителя
- Авторские права
- Корпоративное управление
- Корпоративная иммиграция
- Корпоративные расследования
- Корпоративный налог
- Кибер-безопасности
- Защита данных
- Производные
- Дизайн
- Цифровой бизнес
- Цифровое Здоровье
- Судебные тяжбы по лекарствам и медицинским устройствам
- Трудовое и трудовое право
- Исполнение иностранных судебных решений
- Закон об окружающей среде и изменении климата
- НОВАЯ Экологическое, социальное и корпоративное право
- Семейное право
- Финтех
- Режимы прямых иностранных инвестиций
- Франшиза
- Азартные игры
- Страхование и перестрахование
- Международный арбитраж
- Инвестор-государственный арбитраж
- Кредитование и обеспечение финансирования
- Судебные разбирательства и разрешение споров
- Контроль за слияниями
- Слияния и поглощения
- Закон о горном деле
Глава 3. Федеральное устройствоСтатья 65 .1. В состав Российской Федерации входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Челябинская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецк Область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область , Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Томская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ярославская область; Москва, ул.Петербург, Севастополь — города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2. Прием в Российскую Федерацию и создание в ней нового субъекта осуществляются по правилам, установленным федеральным конституционным законом. Статья 66 .1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики. 2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. , принятый законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. 3. По предложению органов законодательной и исполнительной власти автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4. Отношения автономного округа в пределах территории или области могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному соглашению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и нормами международного права. 3.Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены по их взаимному согласию. Статья 68 1. Русский язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик они используются вместе с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем своим народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития. Статья 69 .Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов Севера в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами и соглашениями Российской Федерации. Статья 70 .1.Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и правила официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Столица Российской Федерации — город Москва. Статус столицы определяется федеральным законом. Статья 71 .В ведение Российской Федерации входят:
Статья 72 .1. В совместную юрисдикцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации входят:
2. Положения настоящей статьи действуют в равной степени для республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных округов. Статья 73 .За пределами компетенции Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают полной государственной властью. Статья 74 .1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, сборов и иных преград для свободного движения товаров, услуг и финансовых ресурсов. 2. Ограничения на перемещение товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 75 .1.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Эмиссия денег осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других валют в России не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной задачей Центрального банка Российской Федерации, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выдаются по правилам, установленным федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Статья 76 1. По вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, а в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов компетенции Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономные области или автономные округа осуществляют свои правовое регулирование, в том числе принятие законов и иных нормативных актов. 5.Законы и иные законодательные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия федерального закона и акта, изданного в Российской Федерации, применяется федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, применяется нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Статья 77 .1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных округов создается субъектами Российской Федерации самостоятельно и в соответствии с принципами конституционного строя Российской Федерации. Российской Федерации и общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти устанавливаются федеральным законом. 2.В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация составляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Статья 78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передать им выполнение части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и Конституции Российской Федерации. федеральные законы. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им выполнение части своих полномочий. 4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Статья 79 .Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами и соглашениями, если это не влечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит принципам конституционного строя. Российской Федерации. Алфавитный указатель A B C D E F G H J L M N P R S T |
Показатель расходов на образование | 8 369 Высшее долларов США / студент 2015 Россия Долларов США / студент | Высшее долларов США / студент 2010-2015 гг. Россия (красный) | Высшее долларов США / студент 2016 Россия (красный) | |
Показатель успеваемости по математике (PISA) | 490 Мальчики Средний балл 2018 Россия Средний балл | Мальчики Средний балл 2003-2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | Мальчики Средний балл 2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | |
Показатель эффективности чтения (PISA) | 466 Мальчики Средний балл 2018 Россия Средний балл | Мальчики Средний балл 2000-2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | Мальчики Средний балл 2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | |
Показатель научной эффективности (PISA) | 477 Мальчики Средний балл 2018 Россия Средний балл | Мальчики Средний балл 2009-2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | Мальчики Средний балл 2018 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | |
Молодежь, не имеющая работы, образования или профессиональной подготовки (NEET) Показатель | 5.4 Мужчины 15-19 лет % в той же возрастной группе 2019 Россия % в той же возрастной группе | Мужчины 15-19 лет % в той же возрастной группе 2013-2019 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) | Мужчины 15-19 лет % в той же возрастной группе 2019 Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный) |
Привязка заработной платы сотрудников к иностранной валюте: возможна или нет?
В течение последних шести месяцев 2014 года обменный курс российского рубля резко снижался; в середине декабря (в так называемый «черный вторник») рубль был назван самой нестабильной национальной валютой в мире.
Неудивительно, что в последние месяцы одним из самых популярных вопросов, которые задают наши иностранные корпоративные клиенты, был: «Можем ли мы привязать заработную плату наших сотрудников к валютам их стран или к стандартным условным единицам (у.е.) в Трудовые контракты? » Спрашивают о возможных проблемах с российскими надзорными органами в этом деле.
Безусловно, по заявлениям официальных лиц, ответ на этот вопрос однозначен: зарплата сотрудников компаний, работающих в Российской Федерации, может выплачиваться только в российских рублях.
Но есть русская пословица: «Что-то нельзя — есть большое желание — значит можно!»
На самом деле, почему это невозможно?
Свою точку зрения Федеральная служба по труду и занятости выразила несколько лет назад в письме № 1688-6-1 от 10.10.2006.
Чиновники посчитали, что непредсказуемые колебания курса валют приведут к снижению зарплаты (в случае падения курса).Снижение заработной платы является ущемлением прав сотрудников, даже если работник согласился привязать зарплату к какой-либо валюте или c. u. обменный курс при подписании трудового договора.
По мнению должностных лиц, положения статьи 72 ТК РФ, позволяющие вносить изменения в трудовые договоры «по согласованию сторон», в данном случае не применяются, поскольку противоречат статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации. — указание, что условия оплаты труда не могут быть нарушены.
В конце концов, почему это возможно?
Однако письмо Федеральной службы по труду и занятости — истина в последней инстанции.
Прежде всего, внимательное изучение статей 131 и 136 ТК РФ приводит нас к выводу, что закон запрещает работодателю не устанавливать размер заработной платы в иностранной валюте (у.е.), а производить выплаты в Российские рубли по курсу на дату, указанную в трудовом договоре (т.е.g., по курсу на последний рабочий день соответствующего месяца).
Во-вторых, пояснительным документом является письмо Федеральной службы по труду и занятости.
Это нельзя рассматривать как обязательную норму.
На всякий случай обезопасит
Если вы хотите уменьшить свои риски, мы советуем вам обезопасить себя следующим образом.
Вариант 1.
Укажите в трудовом договоре, что заработная плата работника равна установленной сумме в условных условных единицах (п.u.) и опишите метод определения дохода:
1) Что означает валюта c. u.
2) Как рассчитывается обменный курс для определения суммы выплат (например, обменный курс на дату расчета / дату выплаты заработной платы работнику)
3) Что такое рублевый эквивалент c. u. количество.
В любом случае укажите, что заработная плата работника не может быть ниже установленной суммы в рублевом эквиваленте (во избежание возможных обвинений в ухудшении условий оплаты труда).
Вариант 2.
В трудовом договоре вы можете установить размер заработной платы в долларах США / евро и указать следующее:
1) размер выплаты определяется по курсу ЦБ РФ на день начисления / выплаты заработной платы;
2) Внутри компании установлен фиксированный внутренний курс обмена; соответственно, разница, возникшая в результате падения официального обменного курса, должна быть компенсирована работнику (во избежание возможных обвинений в ухудшении условий оплаты труда).
Мы отвечаем за свои слова
Мы знаем, что многие бухгалтерские компании, обслуживающие иностранные компании, боятся спорить с чиновниками. Эти компании не только уговаривают, они даже запрещают своим клиентам привязывать зарплату к иностранной валюте или c. u.
Однако мы всегда действуем в пользу наших клиентов!
Мы не только разъясняем нашим клиентам их права, но и в случае претензий со стороны государственных органов готовы защищать интересы клиентов во всех случаях и всеми законными способами.
И мы это делаем!
См. Пример 1, пример 2, пример 3.
Свяжитесь с нами! Мы всегда рядом с вами!
Связаться со специалистом
Что такое Красная книга Российской Федерации?
Автор: Эмбер Париона, 25 апреля 2017 г., в журнале Environment
Сибирский тигр — знаковый вид русских диких животных.Красная книга Российской Федерации — это государственный регистр редких и исчезающих видов растений, животных и грибов, встречающихся на территории Российской Федерации, ее морской экономической зоны и континентального шельфа. Этот документ также упоминается как Красная книга и Красная книга России. Это основа для создания и принятия соглашений об охране исчезающих видов. В данной статье более подробно рассматривается этот российский документ.
История Красной книги Российской Федерации
В период с 1961 по 1964 год группа советских биологов проводила исследования исчезающих растений и животных на советской территории. Это исследование проводилось в рамках Красного списка МСОП и стало первым советским списком исчезающих видов. Министерство сельского хозяйства запросило дальнейшие исследования после просмотра списка во второй половине десятилетия.Экологическая оценка ситуации привела к тому, что в 1974 году министерство приняло закон, направленный на защиту находящихся под угрозой исчезновения видов в списке.
Законодательство привело к первой официальной публикации Красной книги в 1978 году. Согласно новому закону, животные, перечисленные в документе, находятся под защитой и регулированием Советского правительства в попытке сохранить их существование. Когда распался Советский Союз, усилия по сохранению были оставлены на усмотрение новообразованных стран.Однако многие из этих стран не смогли создать и поддерживать свои собственные списки исчезающих видов из-за нехватки ресурсов. В целях соблюдения общих природоохранных норм, в регионе был заключен общий экологический договор.
Категории данных Красной книги
Красная книга Российской Федерации использует 6 категорий для определения охранного статуса региональных видов растений, животных и грибов.Это следующие категории:
- Категория 5, Реабилитация и реабилитация : Эта категория используется для описания тех видов, численность популяции которых увеличилась или восстановилась в связи с постановлением о сохранении. Виды, относящиеся к этой категории, считаются почти стабильными и не вызывают срочных проблем с сохранением.
- Категория 4, неопределенный статус : Эта категория используется для описания тех видов, которые не соответствуют критериям для других категорий.Кроме того, у экспертов может не быть достаточной информации об этих видах, чтобы определить их охранный статус.
- Категория 3, редкая : Эта категория используется для описания видов с небольшой численностью популяции и ограниченным размером суши или морской территории. Кроме того, виды, отнесенные к категории редких, могут населять большие территории, но в небольших и труднодоступных популяциях.
- Категория 2, убывающее число : Эта категория используется для описания тех видов, численность которых постоянно сокращается.Если факторы, влияющие на размер популяции этих видов, сохранятся, вид переводится в следующую категорию.
- Категория 1, находящиеся под угрозой исчезновения : Эта категория используется для описания видов, находящихся под угрозой исчезновения. Эта опасность возникает, когда размеры популяции становятся настолько малыми, что маловероятно, что они могут быть восстановлены в будущем.
- Категория 0, возможно исчезнувшие : Эта категория используется для описания тех видов, которые оставались незамеченными, незамеченными или не зарегистрированными в течение как минимум 50 лет на территории России.
Областные Красные книги
Несмотря на существование Красной книги Российской Федерации, некоторые регионы пытаются поддерживать свои собственные красные книги и региональную природоохранную политику. Эту региональную политику критикуют за то, что для создания этих региональных книг использовались фонды сохранения на повторяющиеся документы, вместо того, чтобы финансировать более прямые усилия по сохранению. Сторонники региональных Красных книг, однако, утверждают, что эти специализированные списки видов позволяют применять более краткие меры защиты местной окружающей среды и что они поддерживают местные усилия по биологическим исследованиям.
.